10.05.2015 16:45
    Поделиться

    "РГ" помогла ветерану отыскать его неврученную медаль

    Для ветерана войны, участника боев с Японией Николая Степановича Иванова, живущего сейчас в Ростове-на-Дону, юбилейный День Победы стал праздничным вдвойне. Буквально за день до больших торжеств в Москве из Центрального архива Минобороны в "Российскую газету" поступило подтверждение: у красноармейца Иванова Н.С., автоматчика 138-го стрелкового полка, с осени 45-го есть неврученная медаль "За боевые заслуги". Журналисты "РГ" навестили семью ветерана.

    Приказ о награждении Николая Степановича Иванова, 1927 года рождения, его сын Алексей и невестка Оксана увидели на сайте "Подвиг народа", куда зашли благодаря подсказке "Российской газеты".

    - Мы тут же распечатали документ, - вспоминает Оксана. - Живем с мужем в Москве, взяли билеты, поехали к отцу. Показали ему бумагу. Николай Степанович страшно растрогался, даже расплакался. До того ему дорога эта награда.

    О том, за что представлен был к медали, ветеран рассказал сам, когда мы встретились.

    - В 44-м я еще учился в школе в Петропавловске-Камчатском. А в декабре настал черед идти в армию мальчишкам, вроде меня, которым исполнилось 17 лет. Из новобранцев была создана отдельная автоматная рота 138-го полка - 120 человек. Несколько месяцев нас готовили…

    День окончания войны с Германией Николай Иванов и его ровесники встречали на берегу Тихого океана. Для них бои еще только предстояли. Вечером 17 августа стрелковый полк, в котором служил Иванов, погрузился на десантные корабли и в составе 101-й дивизии был передислоцирован к Курильским островам. Рота Николая брала остров Сюмусю-то, теперь это Шумшу.

    - Не доходя метров шестидесяти до берега, наш корабль наткнулся на камни, и дальше мы добирались вплавь. В это время с берега открыли огонь по плывущим. Многие солдаты гибли. Я выплыл. Впереди был крутой берег, почти скала, в ней выдолблены ниши, из которых стреляли. Мы двигались вперед. Японцы засели на высоте, и оттуда мы были как на ладони. Неожиданно справа и слева от меня появились два танка. Я, помню, успел даже удивиться, откуда танки на острове…

    Танки были легкие, их быстро подбили. Атака наша продолжалась, и я не заметил, как пали под пулями командир роты, командиры взводов. Передо мной оказался наш офицер, который стрелял из автомата. Раз - осечка, два - осечка. А рядом поднимаются три японца, с диковинными мечами на длинных ручках. Я дал очередь, уложив их разом. Успел! Офицер обернулся - сказал "Спасибо". А потом, словно спохватившись, спросил фамилию. Говорит: представляю вас к награде, рядовой Иванов. И назвал свою: старший лейтенант Александр Дмитриев…

    Бои затянулись. В окопах Николай Иванов пробыл еще несколько дней. Затем элементарно заболел - погода на островах была слякотная. Простывшего Иванова вместе с ранеными отправили на Камчатку, в госпиталь, где он провалялся дней двадцать. И так вышло, что в это время набирали музыкантов в духовой оркестр. У Николая был небольшой школьный опыт игры на трубе. И он остался в оркестре. В родную часть не вернулся. А оттуда писали, что Николай представлен к награде.

    В послевоенные годы Николай Иванов изрядно помотался по стране. В конце концов осел в Ростове, где жили родители жены. А бюрократическая машина, имеющая дело с наградными документами, на каком-то этапе дала сбой. Награда так и осталась не врученной. Даже при том, что он специально обращался по этому поводу в военкомат. Но там лишь посоветовали искать сведения в интернете. Откуда, мол, в Ростове могут быть данные о солдате, воевавшем на Тихом океане?!

    Словом, круг замыкался, не давая никакого результата. И вдруг - сногсшибательное известие от сына, нашедшего медаль в электронной базе наградных документов.

    - Мы приехали в Ростов на праздник 8 марта и новость о награде сразу же сообщили отцу, - рассказывает Оксана. - Он едва дождался первого рабочего дня и сразу же отправился в военкомат. Его приняла сотрудник Надежда Федоровна Гуляева - составила со слов отца анкету для запроса в архив Минобороны и пообещала все отправить.

    Прошло почти полтора месяца - никто с Ивановым не связался, ни ответа, ни рекомендации не дал. Почему не дошли или где затерялись документы в мирной и размеренной жизни - непонятно.

    Оксана сама стала звонить в Подольск, в архив Минобороны. И ей повезло: заместитель начальника ЦАМО Наталия Емельянова взяла вопрос под личный контроль. Были оперативно проверены все входящие - запрос из Ростова не обнаружен. Начальник отделения по работе с гражданами областного военного комиссариата Евгений Хорошилов объяснил это тем, что запросов в архивы и к ним в военкомат поступает большое множество - требуется время, чтобы все изучить, проверить и убедиться, тот ли это человек, который был награжден без малого 70 лет назад.

    В военкомате Ростова-на-Дону журналистов "РГ" заверили, что наградное дело Иванова Н.С. в самое ближайшее время доведут до логического завершения. И в юбилейный год ветеран получит заслуженную боевую медаль. А мы в газете за этим проследим.

    Поделиться