15.05.2015 16:39
    Поделиться

    Каннский фестиваль озаботился дискриминацией женщин

    На 68-м Каннском кинофестивале открылся Кинорынок, десятки его залов принялись безостановочно крутить выставленные на продажу фильмы и трейлеры еще не законченных, но уже вожделенных проектов.

    Среди них третья серия российского фильма "Снежная королева. Огонь и лед", которую обещают выпустить на экраны осенью 2016 года. Воодушевленная международным успехом своих полнометражных киносказок, российская кинокомпания Wizart Animation обещает также анимационную картину "Волки и овцы", и в разгаре работа над фильмом "Урфин Джюс и его деревянные солдаты" компании "Мельница".

    Состоялось торжественное открытие Российского павильона, где будут проходить презентации новых фильмов, встречи с продюсерами и "круглые столы". На днях здесь объявит часть своей программы и Московский международный кинофестиваль.

    В прессе и кулуарах много толков о новой политике Каннского фестиваля - в ее, так сказать, гендерном аспекте. Дело в том, что три года назад феминистки учинили здесь форменный бунт, заявив, что фестиваль занимается дискриминацией по половому признаку: в программах почти нет режиссеров-женщин, а в жюри их берут исключительно для украшения. Администрация тогда активно оборонялась, резонно напоминая, что если женщина вдруг сделает выдающийся фильм, он непременно попадет в программы Канна совершенно независимо от того, какого пола режиссер. Как это было, например, с Джейн Кэмпион, ставшей первой женщиной, завоевавшей Золотую пальмовую ветвь.

    И все же выводы были сделаны. Теперь фестиваль откровенно перестраховывается, демонстративно открывшись весьма заурядным фильмом "С высоко поднятой головой" Эмманюэль Берко. В жюри большую часть составляют женщины, причем не всегда имеющие перед кино серьезные заслуги. Жюри "Особого взгляда" возглавила Изабелла Росселлини. Почетную Золотую пальмовую ветвь вручат французской легенде, зачинательнице "новой волны" Аньес Варда. А в четверг открылись многосерийные слушания, посвященные теме "Женщины в кино", которые привлекли массу заинтересованных лиц.

    И первое объяснение "дискриминации" дала та же Изабелла Росселлини. Оно оказалось вполне естественным: "Я думаю, что огромное множество женщин просто по определению не могут быть кинорежиссерами, потому что у них дети, о которых нужно заботиться". Изабелла Росселлини, посвятившая важную часть своего творчества наблюдению над сексуальной жизнью животных, хорошо знает, о чем она говорит: "В Голливуде вы должны проводить обеды с деловым партнером, а вовсе не сидеть с ребенком".

    Согласно приведенным на слушаниях данным Американского союза борьбы за гражданские права, число женщин-режиссеров, снявших в Голливуде сколько-нибудь успешные фильмы, в этом году снизилось на 2%. В Европе положение чуть лучше, но все равно в индустрии почти безраздельно доминируют мужчины. И о каком равенстве может идти речь, если в нынешнем конкурсе из 19 фильмов только два сняты женщинами!

    Впрочем, режиссер фильма-открытия Эмманюэль Берко опровергла все обвинения в притеснении женщин как надуманные. "У нас во Франции женщины уже более полувека снимают кино на равных. Все развивается в правильном направлении, и мы не можем сказать, что испытываем какие-либо страдания от дискриминации. Не думаю, что мой фильм был выбран для открытия фестиваля только потому, что его режиссер - женщина!".

    "Это вопрос культуры, и он требует иного отношения от каждого из нас", - подчеркнула Изабелла Росселлини, дав понять, что заявленную проблему вряд ли удастся когда-нибудь решить.

    Новая сказка о старом

    Судя по реакции мировой прессы, фильм 46-летнего Маттео Гарроне "Сказка сказок" сразу вошел в число серьезных претендентов на Золотую пальмовую ветвь. Его создателя уже поставили в ряд таких кинофантазеров, как Тим Бертон, Терри Гиллиам и Гильермо дель Торо с его "Лабиринтом фавна". Пресс-конференция звездной картины прошла при битком набитом зале.

    Маттео Гарроне, режиссер: "В книге Джамбаттисты Базиле я вижу нечто шекспировское, столь же древнее, сколь и вполне современное - то, что непосредственно касается всего человечества. Именно поэтому я решил снимать картину на английском языке. Мне кажется, что участие всей Европы в создании фильма придает ему более универсальные измерения. И я осознанно хотел вернуться к истокам кинематографа - в частности, к живописи, раз уж по первой профессии я художник. Хотелось создать экранные образы, способные поразить публику".

    Сальма Хаек, исполнительница роли королевы Лонгтреллиса: "Как вы видели в фильме, мой муж, король Лонгтреллиса отправился в подводный бой с гигантским ящером, чтобы добыть его сердце. Ему напророчили, что если моя героиня королева съест это сердце прямо тепленьким, с кровью и потрохами, то наконец забеременеет.

    Должна признаться, что во время съемок этой сцены, когда я вгрызалась в огромную кровоточащую штуковину, меня чуть не стошнило прямо в кадре. Таким натуральным казался этот чудовищный орган, хотя и был частично сделан из итальянских макарон. Но сказка сказкой, а ведь в ней многие найдут то, что их мучает в жизни. Это неистовое желание родить ребенка свойственно всем женщинам, будь она итальянка, мексиканка или ливанка. Желание его любить и холить. Это поймут все женщины на земле".

    Последние новости

    Провел свою традиционную встречу с прессой один из самых могущественных продюсеров Голливуда Харви Вайнштейн. В частности, он рассказал, как идут дела со съемками новой картины Квентина Тарантино "Омерзительная восьмерка" и показал двухминутный трейлер будущего фильма с участием Майкла Мэдсена, Сэмюэля Л. Джексона, Тима Рота и Курта Расселла. Трейлер, по стилю напомнивший "Бешеных псов", честно говоря, не дал никакого представления о будущем фильме, кроме того, что он снят - впервые после многолетнего перерыва - на 70-миллиметровую пленку. Что касается сотрудничества с Тарантино, то, как заявил Вайнштейн, "это лучший брак, который я когда-либо заключал… только не говорите об этом моей жене".

    В конкурсе Каннского фестиваля Вайнштейн показывает два фильма: "Кароль" Тодда Хайнса с Руни Мара и Кэйт Бланшетт и "Макбет" Джастина Курцеля с Михаэлем Фассбендером и Марион Котийяр в главных ролях.

    Поделиться