12.05.2015 11:54
    Поделиться

    Каннский фестиваль откроется французской социальной драмой

    Каннский фестиваль стартует с высоко поднятой головой
    Фильмы, суперзвезды, море гламура и все определяющий бизнес - 13 мая стартует Каннский фестиваль, признанный лидер среди кинофорумов мира.

    Впервые за свой более чем 70-летний путь он начнется фильмом, поставленным режиссером-женщиной. Открыть новую страницу его истории доверено социальной драме La Tête haute ("С высоко поднятой головой") француженки Эммануэль Берко о правонарушителе Мэлони в том возрасте, когда мальчик становится мужчиной. В этой роли - дебютант Род Парадо, снимались также Катрин Денев, Бенуа Мажимель и Сара Форестье. Глава фестиваля Тьерри Фремо признает, что такой выбор продиктован желанием дирекции предложить для старта что-то принципиально непохожее, смелое и трогательное. Сегодня мировая премьера картины, и одновременно она выйдет на экраны Франции.

    Еще одна женщина-режиссер впервые в истории Канна получит здесь самую престижную - почетную "Золотую пальмовую ветвь". Это будет Аньес Варда, одна из икон французского кино, предвосхитившая многие фирменные черты "новой волны", автор таких фильмов, как "Клео от 5 до 7", "Счастье", "Создания". До нее эту высшую награду Канна получали только три мастера - Вуди Аллен, Клинт Иствуд и Бернардо Бертолуччи.

    И еще одно "впервые в истории": еще никогда не бывало, чтобы в одном жюри рулили два президента. И вот это случилось: братья Джоэл и Этан Коэн, режиссер и продюсер, соавторы и многократные каннские лауреаты, будут управлять международной командой рефери в четыре руки - конкурс обзавелся, так сказать, двуглавой главой. Что будет, если головы не сойдутся во мнениях, и подумать страшно, особенно если вспомнить, что Этан как-то назвал распределение призов глупейшим делом. "Мы еще не были президентами нигде и никогда!" - восторженно сообщили братья журналистам. Многие считают, что Коэны во главе жюри - добрый знак для европейского кино: они в той же мере ценят абсурдистику и черный юмор, не принимают менторство и тяжеловесные моралите. Среди мастеров, кого они признают, Кубрик и Полански, Феллини и Серджо Леоне...

    Жюри второй конкурсной программы "Особый взгляд" возглавит актриса и режиссер Изабелла Росселлини. Наконец, фильмы конкурса Cinéfondation будет судить выпускник нашего ВГИКа, а ныне известный мавританский режиссер, оскаровский номинант и каннский лауреат Абдеррахман Сиссако. Cinéfondation - единственная секция фестиваля, где представлено кино из России: со своими сверстниками будут состязаться молодые участники конкурса киношкол мира Мария Гуськова и Максим Шавкин.

    Фильм Максима Шавкина из Московской школы нового кино "14 шагов" - рассказ о девушке, которая хочет расстаться с прошлым и начать новую жизнь в большом городе, но прошлое ее достанет и там. Автор 37-минутного фильма считает, что в кино важен не ответ на возникающие вопросы, а процесс единоборства человека и его окружения, его состояние и его пластика. Максим убежден, что старая драматургия и способы повествования, весь инструментарий прежнего кино не соответствуют нашему времени, - поэтому и пошел не во ВГИК, а в Школу нового кино, нацеленную на эксперимент.

    Второй российский фильм в программе Cinéfondation - 28-минутное "Возвращение Эркина" Марии Гуськовой, уроженки Бурятии и выпускницы Высших курсов сценаристов и режиссеров. Всего в этом конкурсе будут соревноваться 16 работ из киношкол 13 стран мира. Победителю дается право показать свой следующий фильм в Канне будущего года.

    В какой мере огорчительно отсутствие наших фильмов в главных программах? Конечно, это печально: для русских наблюдателей фестиваль лишается части его остроты. Но не трагично: здесь нет картин из многих кинематографических держав, включая Великобританию, Германию, Испанию, Бразилию, и никто по этому поводу особенно не горюет. Зато Канн дает откровенную фору французскому кино: оно представлено в различных секциях весьма обильно. Из 19 картин главного конкурса 11 - из стран Европы.

    Отсутствие фильмов из России постарается компенсировать Российский павильон, который откроется на Кинорынке. Важный момент: Роскино наконец объединит свои усилия с Фондом кино, открыв общий стенд этих двух родственных по задачам организаций. На участие в его работе подали заявки более 35 кинопроизводящих и дистрибьюторских компаний России. И, как всегда, работе Российского павильона будут содействовать его деловые и информационные партнеры, среди которых такие мощные, как Аэрофлот.

    Российская делегация на фестивале будет работать под патронажем Роскино при поддержке министерства культуры и министерства иностранных дел РФ. Здесь будут представлены новые кинопроекты, в числе которых "Синдром Петрушки" Елены Хазановой, "Тряпичный союз" Михаила Местецкого, "Смешарики: Легенда о Золотом драконе" Дениса Чернова. Идут поиски зарубежных партнеров для создания масштабных фильмов "Философский пароход" (задуман продюсерами Александром Цекало и Петром Щедровицким), "Ленин" (продюсеры Елена Яцура и Юрий Крестинский), "Бейрут" (Дмитрий Рудовский, Федор Бондарчук и Дмитрий Табарчук).

    Между тем Лазурный берег укрепляет свою оборону: Канн снова сотрясают крупные кражи. За несколько дней до открытия фестиваля четыре налетчика обчистили бутик Cartier, что возле звездного отеля Carlton, на сумму в 17,5 млн евро: в неизвестном направлении исчезли часы и драгоценности, которые должны были украсить туалеты знаменитостей. В дни фестиваля население курортного городка увеличивается втрое, причем многие приезжают не для кинопросмотров. Лезут в окна даже недорогих отелей, не брезгуя фотокамерами и видеоаппаратурой. На этот раз охотились на крупную дичь и были хорошо экипированы: один пугал маской старика, другие укутали лица в шарфы. Грабители рассовали добычу в мешки, погрузили в угнанный еще в марте "Мерседес"; вскоре машину нашли сгоревшей в одном из жилых районов Канна. В фестивальный Канн дополнительно направлены более 500 офицеров полиции.

    Поделиться