19.05.2015 20:05
    Поделиться

    Сколько заработал Петербург на "Ночи музеев"

    Для Петербурга "Ночь музеев" - полноценный городской праздник. Такой же, как 1 Мая или даже Новый год. И дело не только в желании приобщиться к прекрасному. "Ночь музеев" позволяет многим музеям за одни сутки получить месячную прибыль.

    Своя программа

    Координатор "Ночи музеев" Наталия Яблонская объясняет: сама акция проходит вполне официально. Каждый год музеи и галереи подают заявки на участие в оргкомитет. Конкурс на право участвовать в акции прошел еще в декабре. Из 110 желающих 13 отсеялось. Главная причина отказа - отсутствие оригинальной программы.

    Суть петербургской акции в том, что каждое учреждение должно показать посетителям что-то такое, чего в обычный день не увидишь. Музеи достают из запасников редкие экспонаты, готовят театрализованные представления. Реализация самых интересных заявок осуществляется за счет организаторов. Причем оплачиваются программы не только государственных музеев, но и частных.

    Наталия Яблонская признается, что за восемь лет бывало всякое. Иногда организаторы сталкивались с откровенным желанием некоторых учреждений получить прибыль за счет сверхпосещаемости и ничего не делать. Список таких музеев организаторы не раскрывают, но утверждают, есть в их числе как частные, так и вполне уважаемые государственные учреждения. Такие заявки безжалостно отсеивались.

    В этом году к организации музейной ночи подключились спонсоры. Они пожертвовали 1 миллион 400 тысяч рублей. Это позволило сохранить стоимость единого билета, дающего право входа во все музеи, на уровне 350 рублей. Шесть миллионов на акцию выделил бюджет Санкт-Петербурга. Как сообщил заместитель председателя комитета по культуре Борис Илларионов, сумма не меняется уже несколько лет.

    Причем из городских денег львиная доля идет на обеспечение работы транспорта. Так, в ночь с 16 на 17 мая метро в Петербурге не закрывалось. На субсидию для подземки город потратил больше миллиона рублей. Также по городу курсировали специальные ночные автобусы, которые возили пассажиров от музея к музею.

    Эрмитаж в стороне

    Ключевой пункт затрат - охрана. За то, что полиция работает в усиленном режиме, Смольный не доплачивает. Но во избежание происшествий к охране подключают и частные фирмы. Даже в тех музеях, где изначально не предусмотрен досмотр посетителей, в ночь акции, как правило, стоят секьюрити, которые проверяют, чтобы граждане ничего лишнего с собой не приносили и, что еще важнее, не уносили.

    За восемь лет проведения "Ночи музеев" в Петербурге не было ни одного крупного происшествия. Хотя мелких неприятностей, конечно, не счесть. Именно поэтому в "Ночи" не участвовал Эрмитаж, которому посетителей и так не занимать. Но, к примеру, для особняка Румянцева "Ночь музеев" всегда праздник. Как призналась руководитель учреждения Татьяна Шмакова, в акцию музей посещают в среднем четыре тысячи человек. Это вполне сравнимо со средним количеством посетителей в месяц.

    Финансовый аспект

    - С каждой музейной ночи учреждения получают вполне реальные деньги. В самый первый раз, когда мы участвовали в акции, наша выручка за 12 часов составила полмиллиона рублей. Для музея это колоссальная сумма, - говорит Татьяна Шмакова.

    Для распределения средств между музеями - участниками акции разработана сложная схема, призванная пропорционально разделить выручку между всеми музеями. Для начала считается стоимость одного посещения. Для этого все участники акции передают в оргкомитет данные о том, сколько к ним пришло народа. На эту цифру делится сумма, вырученная от продажи билетов. Стоимость посещения каждый раз разная. В первые годы акции она превышала 100 рублей, теперь 70-80. Руководители музеев связывают это с ростом количества участников музейной ночи.

    За прошлый год особняк Румянцева заработал на акции около 200 тысяч рублей. Эти средства пошли на дополнительные выплаты сотрудникам и текущие нужды.

    У частных музеев своя мотивация. Хоть вход на выставки в лофт-проекты или арт-кафе обычно стоит в разы выше той суммы, которую перечисляют за одного посетителя организаторы, прибыльность достигается за счет высокой посещаемости.

    Кроме того, попадание в список аккредитованных учреждений в этом году автоматически означало удобное место на карте маршрутов. И действительно, число желающих посетить Арт-центр на Пушкинской, 10 было сопоставимо с количеством людей, собирающихся прийти в "Балтийский дом", а этот театр традиционно входит в число самых популярных объектов музейной ночи.

    Отдельным пунктом стоит общественное питание. Все участники акции обязаны были предусмотреть на своей территории возможность для перекуса. Выполнили и перевыполнили план по выручке кафе и рестораны, находящиеся рядом со знаковыми объектами и внутри них. Получили определенные бонусы и многочисленные музеи-магазины.

    И хотя коммерческая составляющая с каждым годом становится в "Ночи музеев" все заметнее, ключевой задачей акции остается приобщение к искусству. Практика прошлых лет показывает, что, мельком глянув на экспозицию в толпе, люди впоследствии вновь возвращаются в запомнившийся им музей. Правда, время они выбирают поспокойнее, когда количество посетителей в залах минимально и ничто не мешает ознакомиться с экспонатами.

    Поделиться