24.05.2015 21:00
    Поделиться

    Масленников: Украина может объявить дефолт, но хуже будет только ей

    Летом Украина может объявить дефолт, но хуже от этого будет только ей
    Украинский парламент на прошлой неделе принял закон, который позволяет Киеву останавливать выплаты практически по всем внешним долгам. К ним же относятся и евробонды Украины на 3 миллиарда долларов, которые полтора года назад выкупила Россия.

    Фактически любая приостановка отдачи долгов соседней республикой уже будет являться дефолтом, тем более что договориться с кредиторами Киев пока не может.

    О том, зачем Украине понадобился закон о моратории на выплату обязательств, как возможный дефолт повлияет на украинскую и российскую экономику, а также какие уроки извлекли из подобной ситуации латиноамериканцы и азиаты, рассказал в интервью "Российской газете" руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития Никита Масленников.

    Никита Иванович, можно ли трактовать принятие закона о моратории на выплату внешних долгов Радой как объявление дефолта или это только последний шаг к краю экономической пропасти?

    Никита Масленников: Я думаю, что действия украинского правительства и парламента с формальной точки зрения могут означать публичную подготовку к дефолту для давления на кредиторов. Логика такая: либо они соглашаются на условия Киева по выплатам, либо с возвратом долгов ничего не получается.

    Кстати, еще несколько месяцев назад бывший министр финансов США Лоуренс Саммерс в своей статье для газеты Financial Times рекомендовал украинским властям поступить именно по такой схеме, обосновав это тем, что все страны, попадающие в преддефолтное или дефолтное состояние, именно так и делали.

    Возможно, разработчики документа исходили еще и из логики, что будут платить только по избранным траншам. Но кредиторы - "тертые калачи", так просто их разделить по степени важности наверняка не получится. Равные права - это святое. Условия же помощи Украине со стороны Международного валютного фонда таковы, что страна обязуется провести переговоры по реструктуризации внешнего долга - это порядка 15 миллиардов долларов. Тогда транши Киеву будут поступать.

    25 миллиардов долларов Киев задолжал российским банкам. Это помимо 3 миллиардов долларов по евробондам

    Но сейчас ситуация очень напряженная и запутанная - нет никаких внятных комментариев по этому поводу со стороны украинских денежных властей. Рынки, похоже, настроены на то, что реструктуризация все же состоится. Однако украинские бонды пока торгуются меньше 50 процентов от номинальной стоимости. Думаю, в ближайшие недели МВФ должен дать свое заключение о новом транше.

    И о его условиях в увязке с реструктуризацией долгов. Другая реперная точка для Украины - это 20 июня, когда должен состояться очередной платеж в 75 миллионов долларов за выкупленные Россией евробонды. Заявления по этому поводу с нашей стороны сделаны - обращаемся в суды, если деньги не придут.

    Какие у вас прогнозы по развитию ситуации и что будет с украинской экономикой, если страна объявит настоящий дефолт?

    Никита Масленников: Вопрос может оставаться в подвешенном состоянии в течение всего лета. Украине только в этом году придется отдавать всем кредиторам как минимум 4,5 миллиарда долларов долгов. А пропуск платежа - это уже технический дефолт.

    Если в ближайшие недели Киеву ни с кем из кредиторов договориться по реструктуризации не удастся, то транша МВФ не будет. В этом случае не исключено уже и внешнее финансовое управление с крайне жесткой "диетой" в виде currency board (вид денежно-кредитной политики, когда монетарные власти должны поддерживать фиксированный обменный курс национальной валюты по отношению к иностранной. - Прим. "РГ").

    Если ничего не выйдет, то Украина будет вынуждена объявить дефолт. В этом случае страна рискует столкнуться с очередным внутренним политическим кризисом - это частое явление при подобных "играх" с внешним долгом. А в целом ситуация в экономике будет напоминать то, что произошло в России 1998 года - это резкий обвал курса национальной валюты, сильный рост потребительских цен, разбалансировка всей государственной финансовой системы, падение жизненного уровня населения. При этом восстановительный рост может отодвинуться на неопределенное время.

    Мог ли закон о моратории быть принят, чтобы отказаться от выплат по долгу Киева России? Стоит ли ждать негативных последствий, если Украина откажется платить?

    Никита Масленников: Теоретически (строго по букве закона) правительство теперь может воспользоваться правом заморозить платежи отдельным кредиторам, включая и Россию.

    Но, повторюсь, совсем не ясно, как это будет выглядеть с точки зрения правоприменения. Для нас это дополнительные финансовые риски, ведь помимо 3 миллиардов долларов по евробондам у Киева есть задолженности и перед нашими коммерческими банками. А это уже 24 - 25 миллиардов долларов. Президент и премьер-министр дали верную оценку происходящему - ситуацию с украинскими долгами надо отслеживать, отстаивая интересы как государства, так и коммерческих банков.

    Но в целом с точки зрения влияния на нашу экономику и наш платежный баланс возможный отказ Украины платить по счетам будет минимальным. Сумма потенциальных невыплат - это всего лишь 0,8 процента наших международных резервов.

    Какие еще страны и зачем прибегали к дефолтам и что они от них в итоге сумели получить?

    Никита Масленников: При слове "дефолт" все вспоминают ситуацию в российской экономике в 1998 году, но "история болезни" была нетипичной. Основные неплатежи тогда пришлись на гособлигации по внутреннему долгу. Здесь же ситуация иная.

    А вот Аргентина дефолты в ХХ веке объявляла регулярно - фактически они первыми схему внешнего управления и опробовали. Но ничем хорошим для страны дефолты не обернулись: ситуация в экономике только усугубилась. Правительства, которые пытались исправить ошибки и проводить непопулярные реформы, отправлялись в отставку. Сейчас в Аргентине примерно то же самое и происходит. Частым явлением дефолты были и в развивающихся азиатских странах в том же 1998 году. У них справиться получилось лучше и в XXI век они вошли с обновленной экономикой.

    Отсюда вывод - любой дефолт является показателем полной исчерпанности ресурса структуры экономики и финансовой политики государства. Это зеркало, где отражается структурный кризис.

    Считаем дефолты

    2015 год. Закон о праве украинского правительства вводить мораторий на выплату внешних долгов, которые уже перевалили за 70 процентов ВВП, находится на подписи у главы государства.

    1986 - 1990 годы - дефолт объявляли Аргентина и Бразилия. 1992 - 1997 годы - Ангола. 1993 - 1996 годы - Хорватия. 1998 год - Россия. В 2001 и 2014 годах дефолт случился в Аргентине, в 2003 году - в Уругвае.

    Поделиться