Напомним, дело о ДТП с участием Шавенковой вызвало широкий общественный резонанс. В первую очередь, благодаря видеозаписи, попавшей в интернет, на которой видно, что раздавив своим автомобилем двух молодых девушек на тротуаре, водитель кинулась не к жертвам аварии, а проверять, насколько пострадала ее машина.
В декабре 2009 года белая Toyota Corolla, за рулем которой находилась Анна Шавенкова, на большой скорости выскочила с проезжей части в центре Иркутска на тротуар, фактически впечатав проходивших в этот момент Юлию и Елену Пятковых в стену здания. От полученных травм Елена скончалась, а Юлия стала инвалидом. Однако всех шокировал приговор, вынесенный в марте 2011 года виновнице жуткой аварии.
Шавенкова получила 2,5 года лишения свободы, но с отсрочкой в применении наказания на срок до достижения ее ребенком возраста 14 лет. Судья учел справку о беременности подсудимой. Норма о применении отсрочки наказания, действительно, есть в Уголовном кодексе РФ, но на практике обычно не применяется.
По словам юристов, амнистировав Шавенкову от уголовной ответственности, гражданскую с нее никто не снимал. И она обязана возместить ущерб потерпевшей стороне. Юлия Пяткова и ее семья были признаны потерпевшими. В августе 2012 года Дмитрий Пятков, брат Юлии, подал в тот же Октябрьский райсуд Иркутска иск на 2 миллиона рублей о взыскании с Шавенковой морального вреда. В сентябре 2012 года иск был удовлетворен, но частично, судья снизил сумму компенсации в 10 раз - до 200 тысяч рублей. Потерпевшая сторона решила оспорить это решение в облсуде, подав апелляцию. Вышестоящий суд оставил в силе решение о выплате 200 тысяч рублей.
Александр Обозов, президент коллегии "Союз московских адвокатов":
- Как у юриста у меня нет вопросов и сомнений в том, что объявленная амнистия была применена к Анне Шавенковой правильно. Я исключаю злоупотребления со стороны сотрудников ФСИН в отношении к ее случаю. С юридической точки зрения она была амнистирована правильно.
А вот как у гражданина, у меня есть вопросы. Но эти вопросы не к ней, а к законодателям, которые составляли текст амнистии и принимали ее. Я полагаю, что в тексте амнистии необходимо было указать, что она не распространяется на тех, кто совершил преступление, связанное с гибелью людей. Ведь в тексте всегда есть оговорки и уточнения. Того уточнения, о котором я сказал, как я понимаю, в действующую амнистию внесено не было. Поэтому так и получилось, что Шавенкова, не отсидевшая ни дня за убийство одной женщины, не выплатившая денежной компенсации за моральный ущерб и за потерю здоровья ее сестре, оказалась амнистирована. На самом деле, Анна Шавенкова могла не понести никакого наказания, даже в том случае, если бы суд еще шел и у ее был статус обвиняемой. Под амнистию ведь попадает и такая категория граждан. Случай Шавенковой просто у всех на слуху, но я не исключаю, что амнистированы были и другие убийцы, чьи дела со смертельным ДТП на момент объявления амнистии были в стадии рассмотрения. Это все вопросы к авторам амнистии.