02.06.2015 00:24
Рубрика: Дороги

Стоянка на паях

Столица начинает обустраивать парковки по схеме ГЧП
Москва в июне запланировала провести первый аукцион на право создания частной парковки.

Стартовая цена - 37,2 млн руб. за 22 машино-места. Месторасположение более чем завидное - у гостиницы "Метрополь". Стоянка должна появиться до конца года. Победивший на аукционе инвестор получит право устанавливать на парковке тарифы, какие сочтет нужным. В официальном комментарии департамента транспорта Москвы такой порядок был назван нормальным, и практика создания таких парковок будет продолжена. Однако, по мнению экспертов, несмотря на очевидные плюсы нового проекта как для потенциальных концессионеров, так и для столичного транспортного ведомства, в нем есть и "подводные камни", которые могут создать проблемы в организации дорожного движения в городе.

Заведующий кафедрой организации и безопасности движения Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Султан Жанказиев отметил, что бизнесу участие в создании плоскостных парковок по механизму ГЧП, безусловно, интересно. Ведь всегда найдутся в достаточном для рентабельности бизнеса количестве клиенты, которые захотят на исключительных условиях комфортно парковаться и будут готовы заплатить за комфорт. Для городских властей также очень удобно решать вопросы с организацией парковок, найдя партнеров, которые на выделенном пространстве сами бы обустраивали стоянку, включая технические элементы по доступу, учету свободных мест и контролю территории, предоставив инвестору право самому назначать тариф, а себе - возможность пополнять столичный бюджет с определенных отчислений концессионера. Но устраивающая обе стороны, по мнению эксперта, идея имеет недостаток: если такая модель создания новых парковок станет единственной, город рискует получить новые ограничения в эксплуатации дорожной сети в центральной части.

- Чтобы алчность бизнесменов не привела к очередным заторам в центре, параллельно необходимо развивать альтернативные бесплатные муниципальные парковочные системы, - подчеркнул Султан Жанказиев. - В рамках соответствующего нормативного документа муниципального уровня надо предусмотреть разные статусы парковок. Причем, что важно, этот документ должен быть единым для всех стоянок, и в нем должен быть четко прописан коридор тарифов. Кроме того, он должен быть открыт для аудита, чтобы при необходимости можно было легко проверить, как соблюдается баланс между парковками разного типа и статуса и не нарушаются ли интересы сторон (автовладельцев и города).

Председатель совета директоров компании "ТРАНСПРОЕКТ Групп" Виталий Максимов считает, что привлечение частных инвестиций в создание и обслуживание плоскостных парковок в Москве можно только приветствовать, поскольку частный бизнес более эффективный управленец, чем государство.

- Успех первого аукциона ввиду великолепного территориального расположения площадки несомненен, но каков был механизм расчета стартовой цены? - задался вопросом Виталий Максимов. - Не должна ли она быть в разы больше на фоне затрат инвестора лишь на оснащение паркинга необходимым оборудованием и его поддержание в работоспособном состоянии? Второе: а что будет с удаленными от центра парковками? Сейчас плоскостные парковки, например, возле метро Беляево, Проспект Вернадского, Кожуховская в недоделанном и нежизнеспособном для взимания платы виде находятся уже много месяцев. И почему бы не комбинировать априори высокодоходное пространство с низкодоходным, формируя приемлемое для инвестора предложение? Третье: одними плоскостными парковками проблему переполненности города личными авто не решить, поэтому использование механизма ГЧП в отношении подземных и надземных паркингов в комбинации с плоскостными парковками задаст более внятный вектор развития парковочного пространства города.

Эксперт отметил, что отдельные города в нашей стране активно используют механизм концессионных соглашений для создания и обслуживания многоуровневых паркингов (Ростов-на-Дону, Ижевск, Якутск). "Начиная с частных инвестиций в плоскостные парковки, город должен рискнуть шагнуть дальше и создавать на основе ГЧП внеуличные надземные и подземные капитальные паркинги, не сужая и без того переполненные улицы", - считает Максимов.

Заместитель заведующего кафедрой "Автомобильные перевозки" МАДИ Дмитрий Мороз отметил, что ключевым элементом в реализации проектов по привлечению инвесторов в создание новых плоскостных парковок на принципах ГЧП должен стать выбор, где и как они будут обустраиваться. Сразу нужно учитывать неизбежность ограничений относительно того, где физически могут быть расположены места под парковки и готов ли город вообще делиться с бизнесом этими площадями.

"Как вариант возможно создание таких схем по реализации ГЧП-парковок, где одними из их участников были бы таксомоторные предприятия, - сказал он. - Если парковки будут располагаться так, что снизят холостой пробег, то будут для таксистов привлекательными. Может быть, город согласится вообще пойти на предоставление бесплатных мест для легальных такси, если будет рассчитано, что это приведет к снижению нагрузки на дорожную сеть и улучшению экологической обстановки. Возможно, есть смысл выделить квоту для такси, например, в 2% от общего числа мест для компаний, которые будут инвестировать в обустройство ГЧП-парковок, что и будет прописываться в контрактах. Тогда, кстати, с таксомоторными компаниями будут договариваться об определенных правилах в их работе, в том числе требованиях к транспортным средствам. То есть о том, что город не может ввести на нормативном уровне, но что может быть предметом двусторонних коммерческих договоренностей. И определение предмета этих договоров - отдельная работа, в которой должны принять участие и профессиональные сообщества, и общественные организации".