Кстати, именно его ученик Валерий Климов стал первым победителем Конкурса Чайковского в номинации. Сейчас, правда, мало кто помнит, что в 1958 году на Конкурсе были два золотых лауреата - Ван Клиберн и Валерий Климов.
Триумфатором следующего, II конкурса в 1962 году стал представитель петербургско-ленинградской школы Борис Гутников.
Второе место тогда разделили представитель Израиля Шмуэль Ашкенази и советская скрипачка Ирина Бочкова. В то время она заканчивала Московскую консерваторию в классе выдающегося педагога Юрия Исаевича Янкелевича. В своем интервью 2008 года Бочкова вспоминала о подготовке к конкурсу:
- Меня поселили в Рузе в Доме композиторов. Я полтора месяца играла в пинг-понг и ничего не делала. "Поэму" Шоссона наизусть не могла выучить. Тогда Янкелевич приехал, вывез меня из Рузы с диким скандалом.
Во время подготовки на конкурс Чайковского нас поселили в Серебряном бору. Янкелевич сначала проверил, нет ли там пинг-понга. Его не было. Но я его все-таки нашла. В сентябре-октябре я там играла в пинг-понг. В ноябре было ужасно неудачное прослушивание. Затем он вызывал мою мам. А потом уже нельзя было в пинг-понг играть, снегом все занесло, и я уже готовилась нормально. Юрий Исаевич ездил туда, постоянно со мной занимался. На конкурсе Чайковского я получила 2-ю премию и следом 1-ю на конкурсе Жака Тибо в Париже.
Впоследствии Ирина Васильевна Бочкова сама стала профессором Московской консерватории и выпустила уже несколько поколений замечательных скрипачей. Многие ее ученики участвовали в Конкурсе имени Чайковского, а Анастасия Чеботарева, Граф Муржа и Александр Тростянский стали его лауреатами.
За 57 лет истории конкурс Чайковского дал миру целый ряд выдающихся скрипачей: Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Владимир Спиваков, Лиана Исакадзе, Виктория Муллова, Сергей Стадлер, Илья Калер, Максим Федотов и др. Некоторые из них вошли в жюри нынешнего XV конкурса.
Сегодня многое изменилось в регламенте конкурса скрипачей: по условиям больше никто не играет концерты с оркестром под рояль, члены жюри не могут до выступления сократить программу, а чтобы избежать лишних дискуссий, ученики членов жюри вообще не допускаются к участию в конкурсе. В то же время многие позиции в регламенте для участников ужесточилось - появился, как и в других инструментальных специальностях, дополнительный этап второго тура с камерным оркестром и одно из главных нововведений нынешнего конкурса - "живой" предварительный тур. Но публика, как и прежде, с неизменным трепетом и волнением ожидает появления новых имен на скрипичном олимпе.