В России придумали альтернативу аренде автомобилей

В летний период, когда Москва привлекает туристов из других городов и стран ближнего и дальнего зарубежья, каршеринг - новая услуга по краткосрочной аренде авто, предложенная Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города, может стать не просто альтернативой традиционному автомобильному прокату, но и палочкой-выручалочкой для тех горожан, которые не имеют собственного автомобиля. В чем преимущества каршеринга перед его основными конкурентами: арендой авто и такси, и в каких случаях удобнее воспользоваться этим инновационным сервисом?

Услуга по аренде автомобилей в нашей стране предоставляется уже не первый год. Крупные международные прокатные компании работают в России на тех же условиях, что и в других странах. Для клиентов действует стандартное правило аренды: чем дольше срок, тем меньше залог. Для автомобилей среднего и экономклассов он колеблется от 30 до 50 тыс. руб. вне зависимости от продолжительности проката, деньги "замораживаются" на банковской карте клиента. В стоимость тарифа входят страховки ОСАГО и КАСКО, однако вторая чаще всего с франшизой, то есть повреждения дешевле 1000 евро оплачивает арендатор. К примеру, стоимость проката компактного хэтчбека Skoda Fabia с кондиционером на "механике" составит в среднем 2500-3000 рублей в сутки. Услуги водителя такси на тот же период времени будут стоить в 2,5 или в 3 раза дороже. Главное преимущество отечественных компаний по прокату авто - относительно низкие цены. Залог за автомобили экономкласса составляет всего 6000-10 000 рублей. Mercedes-Benz E-Class можно арендовать за 6500-7500 рублей в день. В России компании, предоставляющие автомобили в аренду, лояльнее относятся к возрасту клиента, чем в других странах, - к большинству машин допускаются водители старше 19 лет со стажем вождения от года против 23-летнего ценза арендных компаний с мировым именем.

Есть у российских прокатных контор и существенный недостаток: практически все они требуют прямо на сайте заполнить анкету, которую будет проверять служба безопасности. Из-за проверок клиент лишается возможности заказать доставку авто в любое удобное место - если он обращается в фирму аренды авто впервые, то сначала ему все равно придется посетить офис компании.

Если прокат выгоден для длительных поездок и путешествий, то каршеринг удобен для тех, кто планирует использовать авто менее чем 6 часов в сутки. Воспользовавшийся услугой краткосрочной аренды клиент не оплачивает услуги водителя, а платит только за время езды на автомобиле. Например, за получасовую поездку с его счета спишут 150 рублей, а вот за аналогичное время проезда на такси по Москве ему придется в прямом смысле слова заплатить втридорога. В дневное время суток только за первые 20 минут поездки на такси клиенту придется потратить в среднем от 250 до 350 рублей, после чего каждая минута проезда по маршруту обойдется в среднем от 10 до 15 рублей. Для желающих сэкономить деньги услуги каршеринговой конторы выйдут дешевле, чем такси или аренды авто.

Однако, сравнивая каршеринг с такси, не стоит забывать и про подводные камни, самыми острыми из которых являются вопросы ответственности в случае возникновения ДТП и проблема отсутствия бесплатных парковок. Если в договоре каршеринга с клиентом будет указана материальная ответственность за порчу авто, потребители не будут соглашаться брать машину на таких условиях. С тем, кто и каким образом будет оплачивать парковку каршеринговых авто в городе, и вовсе нет ясности, поскольку бесплатных мест в центре столицы нет, а о сокращении зон платных парковок за счет их выделения под каршеринговые авто разработчики проекта не заявляли.

Также есть сомнения относительно рентабельности этого проекта, поскольку нет гарантий, что клиенты будут бережно относиться к автомобилям и соответствующей инфраструктуре. Именно этот фактор стал решающим при провале каршеринга в США, где клиенты нередко возвращали машины в непотребном состоянии, из-за чего каршеринговые компании несли серьезные убытки. В России могут возникнуть и проблемы с заправкой или устранением неисправностей авто в процессе эксплуатации. Не исключено, что участятся попытки мошенничества, а покупать и содержать каршеринговые автомобили, так же как и в США, российским предпринимателям будет невыгодно, поскольку все возможные риски берет на себя компания, занимающаяся краткосрочной арендой авто. Также и приобретение автомобилей посредством лизинга для этого сервиса невыгодно ни лизингодателю, ни компании-арендатору, а поскольку сильно изношенные автомобили после каршеринга будут никому не нужны, есть вероятность, что для создателей сервиса будет доступен только вариант лизинга с условием дальнейшего перехода автомобиля в собственность.

Несмотря на трудности, каршеринг вполне может стать популярным не только среди туристов, приезжающих в Москву, но и среди горожан, стремящихся сэкономить на поездках по городу, не желающих пользоваться общественным транспортом, поскольку он значительно дешевле, чем такси. А так как найти ближайшую машину в нужное время можно будет с помощью специального приложения на смартфоне, это сделает каршеринг более конкурентоспособным и по сравнению с компаниями, предоставляющими услуги по аренде авто.