02.07.2015 10:44

На чем асфальт держится

Новая технология строительства дорог пугает чиновников дешевизной
До конца лета в Крыму построят первый участок дороги с минимальным использованием дефицитных на полуострове щебня и песка. Новая технология почти в четыре раза удешевит строительство и как минимум вдвое удлинит срок службы автострады. Применить новшество могли бы и раньше, однако достучаться до чиновников, которые должны дать зеленый свет инновациям, по-прежнему очень трудно.

Именно из-за дефицита и, как следствие, роста цен на строительные материалы власти были вынуждены увеличить расходы на ФЦП развития Крыма до 2020 года на 30 миллиардов рублей. В коридорах власти вновь заговорили о возможности разработки Планерского месторождения щебня, граничащего с заповедником Карадаг и курортом Коктебель. А Союз строителей Севастополя даже предлагает понизить с восьми до семи баллов порог сейсмостойкости при возведении зданий, что позволит использовать местные стройматериалы с более низкими характеристиками.

В Крыму не хватает самых простых и столь необходимых на любой стройке песка, щебня и бетона. Решить проблему, по крайней мере, в дорожном строительстве, может технология "дорцем" и ее вариант "дорцем мобет". Ноу-хау не отечественное - оно появилось в США еще в 1940-х годах. Относительно недавно его усовершенствовали российские химики. Преимуществ у технологии сразу несколько. Что особенно важно для Крыма, использование щебня и песка, незаменимых при традиционной технологии, здесь сведено к минимуму. В так называемую подушку дорожного полотна идет обычный грунт, снимаемый по маршруту будущей автострады на 25 сантиметров. Его смешивают со специальными добавками, после чего он приобретает необходимые прочность и влагостойкость.

- Подушка получается грунтобетонная, - рассказал "РГ" соучредитель ООО "Крымстройресурсы", представляющего российского производителя, Олег Ушицкий. - Гарантийный срок службы обычного дорожного полотна - пять лет. При использовании технологии "дорцем мобет" гарантия от 10 до 20 лет без ремонта.

Другие преимущества - влагостойкость, эластичность и высокие темпы строительства. На прямых участках дороги одна бригада за сутки может укладывать до 6000 квадратных метров дорожного полотна. При этом модуль упругости обычной автострады составляет 400-500 килоньютонов на квадратный метр, а новая технология увеличивает этот показатель до 900-1200. Влагостойкие компоненты придают полотну морозоустойчивость. Добиться такого результата позволили разработки российских специалистов.

- Американцы по этой технологии всю подушку цементируют одним компонентом, у нас лаборатория для каждого грунта делает свой химический состав, - говорит соучредитель ООО "Крымстройресурсы" Денис Кузнецов.

В России "дорцем мобет" зарекомендовала себя при строительстве дорог в Подмосковье, Татарстане, Башкортостане и Сочи. Уже до конца лета российские разработчики технологии намерены сделать участок полотна в Крыму и показать на практике все ее преимущества. С учетом масштабов строительства на полуострове инвесторы рассматривают возможность размещения здесь завода по производству компонентов. Однако пробивать дорогу новой технологии в Крыму крайне тяжело. О ее применении на полуострове заговорили лишь после того, как о ноу-хау узнал глава республики Сергей Аксенов.

- Нужно волевое решение либо сверху, либо на уровне муниципальной власти, потому что чиновники среднего звена пробуксовывают, - говорит Денис Кузнецов.

Хотя, признают представители разработчиков, не только чиновники настороженно относятся к ноу-хау. Едва ли не главное преимущество технологии - относительная дешевизна. Километр такой дороги обходится в восемь миллионов рублей, тогда как на трассе с традиционной укладкой полотна такая же дистанция стоит 30 миллионов рублей. Но именно это заставляет заказчиков сомневаться.

- Многие структуры опасаются нашей технологии, - говорит Денис Кузнецов. - Мы говорим даже не о государстве, а о бизнесе. Опасаются потому, что она новая и в три-четыре раза дешевле традиционной. На самом деле дешевое не значит плохое.

Впрочем, пока технология не прошла в Крыму проверку на практике, делать какие-либо выводы преждевременно.

Мнение

Виктор Тарасенко, председатель крымской республиканской ассоциации "Экология и мир":

- Никакая потребность в стройматериалах не может оправдать разрушение Карадагского заповедника. Любые работы даже вблизи границ этого уникального природного комплекса недопустимы, иначе мы разрушим его экосистему, нанесем непоправимый ущерб Коктебелю. Тема Планерского месторождения поднимается уже не первый раз, и экологи объясняли свою точку зрения, с тех пор она не изменилась. Если есть потребность в строительном щебне, нужно искать другие месторождения. В конце концов, его можно привозить баржами из Тамани.