09.07.2015 00:25
Поделиться

Глава ГИБДД отказал мотоциклистам в выделенной полосе

Недавно вступили в силу новые поправки в Правила дорожного движения, а также в Кодекс об административных правонарушениях. Разобраться в них нам помог Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения РФ Виктор Нилов. Также в редакции "РГ" мы обсудили и другие дорожные проблемы.

Виктор Иванович, ваши сотрудники будут штрафовать водителей, попавших в аварию за то, что они не освободили проезжую часть?

Виктор Нилов: Нет, конечно. Сейчас на нашем сайте мы разместили информацию, которая поможет автовладельцам, попавшим в аварию, выстроить правильный алгоритм своих действий. Рассчитываем, что и страховое сообщество не останется в стороне и проведет серьезную информационную кампанию, которая будет способствовать распространению положительного опыта оформления ДТП без вызова инспектора. Алгоритм прост: звонок в дежурную часть или по телефону "02", дежурный спросит, что произошло, какие последствия, есть ли согласие по вопросу виновности, и проконсультирует, как заполнять бланк извещения о ДТП, который прилагается к каждому полису ОСАГО. Если нет сложностей с установлением виновника, дежурный предложит освободить проезжую часть. Ведь сейчас, когда два автомобиля, у которых поцарапаны зеркала, стоят на дороге и всем мешают, наверное, это неправильно. Норма, которая сегодня введена по привлечению к ответственности за неосвобождение проезжей части, скорее профилактическая. Рассчитывать, что завтра каждого, кто оказался на проезжей части и не убрал машину, мы будем привлекать, неправильно. Сегодня нет никакой установки, чтобы обязательно привлекать к ответственности тех, кто остался на проезжей части. Достичь результата можно только с помощью взаимопонимания. Тем более что введение какой-либо нормы не означает, что завтра о ней будет знать каждый житель.

Сейчас лето, на дорогах огромное количество мотоциклистов, водителей скутеров и велосипедов. Такое ощущение, что для автомобилистов жизненного пространства не осталось вовсе. В правилах есть жесткие требования к их передвижениям, но все равно есть риск не поделить с кем-нибудь из них дорогу. Как ваши сотрудники их контролируют и заставляют ли соблюдать правила?

Виктор Нилов: Когда разговариваешь с мотоциклистами, а я знаю очень солидных, взрослых людей, которые управляют мотоциклом, у них совершенно другое восприятие движения по отношению к автомобилю. Это как по Ильфу и Петрову. Только у писателей конфликт был между пешеходами и автомобилистами, а у нас теперь - между автомобилистами и мотоциклистами. Хорошо, что велосипедисты пока не стали третьей стороной. Во всяком случае, не играют той роли, которую играют мотоциклисты. Сейчас вы видите достаточно много "серьезных" мотоциклов на дорогах. За рулем - не юнцы, которые собрали свою технику из запчастей, как раньше рокеры, и гоняют. Это солидные люди. И они сегодня очень часто выходят с инициативами о том, чтобы дать им некие дополнительные возможности двигаться по дороге. Они просят ездить между рядов, просят разрешить им двигаться по выделенной полосе. Они ощущают себя дискомфортно в общих условиях движения.

А почему бы им не предоставить такую возможность? Пусть едут по выделенке, а не между полосами, постоянно маневрируя и создавая проблемы другим водителям.

Виктор Нилов: Мы изучили мировой опыт. Так там мотоцикл точно такой же полноправный участник движения, как и любой другой. Двигается поток с определенной скоростью, так же должен двигаться и мотоциклист. И дополнительных преференций для него не предусмотрено. И там эти люди не просят себе никаких поблажек. А у нас говорят, что вот, мы сегодня ущемлены в правах, давайте создадим нам дополнительные условия. Я сам управляю мотоциклом, и я прекрасно понимаю, что, дав мотоциклистам немножко больше свободы, мы опять столкнемся с тем, что далеко не каждый сидящий за рулем ответственен. Больше прав - больше ответственности. Но у нас наоборот. Поэтому в этом вопросе лучше не рисковать жизнями тех же мотоциклистов.

Ведь что такое двигаться по выделенной полосе, когда там постоянно находится общественный транспорт? Это значит постоянно маневрировать. А что значит маневр? Это лишняя конфликтная точка. А при свободной полосе скорость мотоциклиста намного выше, чем скорость потока. Поэтому перестроение в общий поток - это конфликт и аварийная ситуация. Поэтому тот эксперимент, который был проведен в Москве, а потом был признан неудачным, абсолютно логичен. Потому что сегодня те, кто управляют мотоциклом, и не собираются изначально ехать по правилам.

Понятно, что гоняться за мотоциклами себе дороже. Но есть фотовидеофиксация. В чем проблема настроить ее так, чтобы она снимала не спереди, а сзади? Например, в Канаде это повсеместная практика. В провинции Квебек даже передних номеров на машины не вешают.

Виктор Нилов: Фиксация номерного знака сзади - не проблема. Технические возможности это позволяют. Проблема в другом. Наша задача не методом административного принуждения, наказания, а убеждением все-таки прийти к тому, что, если вы хотите сегодня быть участниками движения, вы должны и вести себя подобающе. А мотоциклисты все время пытаются выделиться. Имея хороший мощный мотоцикл, им зазорно двигаться по МКАД со средней скоростью потока.

Инспектор не только должен наказывать, но и всячески содействовать гражданам и участникам движения

Как воспринимать сотрудника ГИБДД? Как меч карающий или все-таки как помощника? Наверное, в первую очередь каким-то образом он должен помогать участникам движения. А чаще получается наоборот. На ваш взгляд, можно ли переломить это восприятие?

Виктор Нилов: Да не то что можно, это необходимо. Действительно, так получается, что мера пресечения последнее время возобладала. Хотя уже много десятков лет говорится о том, что сотрудник Госавтоинспекции не только призван наказывать, но он должен всячески и содействовать гражданам и участникам движения. И сам я, когда поступал на службу, и работал, и мои предшественники-руководители это не раз повторяли. Но вот этот разрыв между "надо" и тем, что получается, к сожалению, все время сохраняется. Есть, конечно, отдельные случаи, когда мы видим благодарность населения за оказанную помощь, за то, что оказались не посторонними. Но это сегодня не так часто, как хотелось бы, как должно быть.

Здесь вопрос очень сложный. Все начинается с обучения. Человек, который сегодня стоит 12, а то и 14 часов на дороге, за это время имеет огромное количество контактов. Причем общаться ему приходится с абсолютно разными категориями людей: дети, взрослые, разный социальный статус, разное образование. И, чаще всего, это негативное общение. А вся наша подготовка сводится все-таки к изучению правоприменения, к тем мерам, которые сегодня предусмотрены законом. Но так по идее и должно быть. Ведь инспектор призван соблюдать закон.

Мы прекрасно понимаем, что для того, чтобы инспектор был заботливым и понимающим, он должен быть для этого подготовлен. Но, с другой стороны, ведь нельзя ни одним нормативным документом прописать все, что происходит сегодня в жизни. И поэтому сейчас мы как раз озабочены тем, чтобы с помощью своих коллег, которые занимаются обучением, ввести в программу хотя бы элементы, связанные с возможностью ухода от конфликта, возможностью стать более грамотным с точки зрения выстраивания взаимоотношений.

Неужели повсеместное использование камер, видеорегистраторов и прочих гаджетов не помогает?

Виктор Нилов: Сначала средства видеофиксации общения с ГИБДД начали применять водители. А потом и мы переняли этот опыт. Здесь, безусловно, должно быть некое понимание между инспектором и водителем. Вот опыт полицейских Германии, где я был несколько раз. Там граждане достаточно дисциплинированны. Мы принимали участие в нескольких мероприятиях, в которых полиция ведет себя достаточно жестко. Но если они видят, что правонарушение совершено не злостным нарушителем, если оно совершено по ошибке, по какому-то незнанию, то действия полицейского совершенно другие. Здесь есть над чем работать.

Полицейский должен быть строг, но справедлив. И не обращать внимания на выпады со стороны. Так?

Виктор Нилов: Наверное, это трудно сделать, потому что сегодня во всех сферах нашей жизни агрессия преобладает. Посмотрите, что сегодня даже в той же Москве утром делается или вечером! Все на нервах. А это сказывается на всем: и на работе, и на семье. Потому если нам удастся хотя бы частично это напряжение снять, это будет большой победой. Я могу привести несколько примеров, где напряжение удалось снять. Это, например, реорганизация системы регистрации транспорта. Чем больше мы упрощаем процедуру, чем меньше контакта сегодня сотрудника с человеком, обращающимся к нам, тем больше положительных отзывов мы принимаем.

Сегодня необходимо максимально использовать технические средства на дороге и в общении с автомобилистами, чтобы объективность была стопроцентно

Переходим на электронное обслуживание, заводим электронные очереди - еще лучше. Фотовидеофиксация, которая позволяет и вовсе исключить человеческий фактор из выявления нарушений, снимает массу конфликтов на дороге. Надо сегодня максимально использовать технические средства для того, чтобы объективность была на 100 процентов. И, с другой стороны, те, кому приходится контактировать напрямую при оформлении или разборе ДТП, при выявлении правонарушений, должны проявлять уважение к гражданину, даже если он виноват и нарушил. Ведь пока человек не признан виновным, никто не вправе обвинить его.

После всех реформ хватает ли нам сотрудников Госавтоинспекции?

Виктор Нилов: Здесь палка о двух концах. С одной стороны, количество проблем на дорогах остается достаточно большим. И на каждый перекресток реально мы не найдем нужного количества сил. Поэтому мы применяем технические средства. Но, с другой стороны, завтра транспорта меньше не будет. Количество дорог резко не увеличится. И получается, что каждый раз с развитием автомобильного парка нужно увеличивать численность сотрудников. Но это же неправильно? Сотрудник Госавтоинспекции, в ручном режиме регулирующий движение, зачастую больше создает проблем. У него восприятие движения другое, он не видит всей картины. Проблемы на перекрестках должны решаться не присутствием инспектора, а несколько другими методами. Я говорю об организации дорожного движения.

Возьмите сегодня любой субъект Федерации и посмотрите. В администрации этого субъекта есть подразделения, которые отвечают за организацию движения? Я буквально по пальцам на двух руках пересчитаю города, где они есть.

А где-нибудь таких специалистов обучают?

Виктор Нилов: Меня пригласили в МАДИ на выпуск. Сейчас будет выпуск именно таких специалистов. Но ректор жалуется, что не востребованы его специалисты. В Москве есть департамент транспорта, в Московской области только в прошлом году было создано подразделение, которое занимается этой проблематикой. В остальных регионах специалисты по изучению условий движения и реальной реализации тех или иных схем не востребованы.