Ольга, как все начиналось?
Ольга Рачковская: Первая моя поездка в Швейцарию длилась 2 недели. Отправляясь туда, составила для себя список из 14 достопримечательностей, которые хотелось посмотреть (с каждым годом эта цифра все увеличивается). В том числе, конечно, те, что связаны с именем Суворова. Мне кажется, любой житель России, будучи там, вспомнит о его переходе через Альпы и захочет увидеть известный нам всем со школы перевал Сен-Готард или овеянный мифами Чертов мост.
Для меня было неожиданностью узнать, что швейцарцы с большим почтением относятся к Суворову и сохраняют все, что связано с ним. Они воспринимают его как освободителя и до сих пор питают к нему большое уважение. Мне стало интересно: что сегодня они знают о нашем полководце?
А давно вы интересуетесь жизнью и подвигами генералиссимуса?
Ольга Рачковская: 11 лет назад интересовалась не более чем большинство из нас. Все, что знала о нем, не выходило за рамки школьной программы. Но после поездки в Швейцарию буквально заболела "суворовской" темой. Особенно после встречи с Каспаром Ринер-Штурмом. У меня сложилось впечатление, что о Суворове он знает больше, чем мы здесь, в России. По крайней мере, многие из нас.
Каспар живет в городке Эльм в частном доме. Купил его много лет назад, зная, что в нем наш полководец останавливался на ночлег перед подъемом на перевал Паникс. Он восстановил в доме обстановку, какая была во времена Альпийского похода. Собирает все, что связано с именем Суворова. В частности, книги о нем на всех языках, которые когда-либо выходили. Я видела эту уникальную библиотеку. Как же надо любить российского полководца!
И захотелось не просто побывать в каких-то отдельных точках, имеющих отношение к Суворову, но и пройти маршрутом его армии. Разыскать и посетить места, где он бывал. Среди них, к примеру, городок Понте-Треза у границы Италии и Швейцарии, который первым встретил русскую армию в сентябре 1799 года. Заведующий местным историческим архивом Нико Регетти рассказал, что во времена Суворова переправа через реку Треза была деревянной, находилась напротив дома семьи Цаппини, существующего по сей день. Современный же мост находится в другом месте и переходит в автостраду. Многие думают, что она и есть "дорога Суворова". Как выясняется, ошибаются.
После Понте-Треза Суворов прошел не одну деревню, прежде чем вышел к перевалу Сен-Готард. Где ему и его армии выпало тяжелое испытание: и перевал труднодоступный, и с погодой не повезло, и французские атаки приходилось периодически отражать. Где-то прочла, что полководец якобы сам выбрал этот путь, чтобы доказать свою доблесть. Ерунда. Суворов выбрал его потому, что надо было как можно быстрее соединиться с корпусом под командованием Александра Римского-Корсакова. Дорога через перевал была кратчайшей, хотя и самой трудной.
Известно, что союзники, испугавшись побед армии Суворова, начали вставлять русским палки в колеса. Он это понимал, пишет в одном из писем (я изучила практически всю его переписку): "Меня гонят в Альпы, чтобы там раздавить". Австрийцы и карты подбрасывали ему, часто не соответствующие действительности. Скажем, в Альтдорфе он планировал пойти вдоль озера, откуда выйти к городку Швиц и там встретиться с Римским-Корсаковым. Но, прибыв на место, узнал, что вдоль озера дороги нет. То есть ситуация постоянно менялась. А ведь он был не один, за ним армия, и ему 69 лет! Как он выдерживал?
Много "суворовских домов" сохранилось в Швейцарии?
Ольга Рачковская: 18! В Беллинцоне сохранился дом семьи фон Ментлен в местечке Андерматт, где была ставка русской армии. "Жива" его комната и в монастыре капуцинов в Фаидо. Настоятель обители падре Анджело показал мне келью Суворова. В ней теперь хранится монастырский архив. В Хоспинтале стоит дом, где Суворов останавливался на ночлег, сегодня это отель "Сен-Готард".
Не прошли стороной Чертов мост?
Ольга Рачковская: Конечно. Отправилась туда в одиночестве, да еще в ноябре, когда туристический сезон уже был закрыт и автобусы к мосту не ходили. Добиралась на поезде с пересадками из Лугано 2 часа. Думала, выйду, спрошу у местных, мне покажут, спокойно дойду. Вышла на перрон - вокруг ни души, только горы. Кассир на железнодорожной станции долго недоумевал: зачем мне туда идти да еще пешком? Но когда я сказала ему, что приехала из России, перестал отговаривать и объяснил, как дойти. Большим сюрпризом на моем пути стал тоннель. Конца его не было видно, и совсем не хотелось входить в него, но я пошла. Тем более что встречи с Чертовым мостом ждала не один год - все надеялась найти попутчиков. Когда вышла из тоннеля, испытала шок: жуткое место. Скалы острые, словно оскалившиеся, нависают почти перпендикулярно над землей, что делает и всю местность вокруг мрачной.
Как я понимаю, этот тоннель появился на месте так называемой Урзернской дыры, пробитой в скалах?
Ольга Рачковская: Во времена Суворова это была именно дыра, причем узкая. Солдаты многотысячной русской армии преодолевали ее, двигаясь друг за другом гуськом. Мост от тоннеля не сразу заметишь, он находится ниже. Прошла по нему. Постояла у монумента павшим воинам - выбитого в скале 12-метрового православного креста. Под ним по-русски надпись: "Доблестным сподвижникам генералиссимуса фельдмаршала графа Суворова". Создан монумент был к 100-летию Швейцарского похода на средства князя Голицына. Самым сложным стало получение разрешения властей страны на этот мемориал. Вопрос решался целый год. Причина - нейтралитет, которого придерживаются швейцарцы. Увековечивание иностранных военных любого государства против их правил. Но нашли компромисс. Памятный крест установлен не генералиссимусу, а в память погибших воинов.
Сколько времени ушло у вас на то, чтобы пройти "маршрутом Суворова"?
Ольга Рачковская: В течение 11 лет я 8 раз ездила в Швейцарию. Суммарно провела там 5 месяцев. Возвращаясь домой, сразу начинала готовиться к новой поездке. Съездила, например, в Новгородскую область, в село Кончанское, где сейчас замечательный музей Суворова. Регулярно в день памяти полководца хожу теперь к его могиле в Благовещенском соборе Александро-Невской лавры.
К слову
Одним из первых русских, проехавших на дилижансе и прошедших пешком по суворовским местам в Альпах в 1895 и 1898 гг., стал полковник Генштаба Н. Орлов. Деревянных крестов и "суворовских кроватей" он на своем пути не встретил, но видел овчарню, в которой были сложены кости двух тысяч русских солдат, павших при атаке перевала Сен-Готард. По итогам двух своих путешествий полковник издал книгу "Поход Суворова в 1799 г.".
В среднем на одну 4-недельную поездку в Швейцарию у Ольги уходит 2 тыс. евро. В эту сумму входят траты на перелет, оплата дорожной карты для передвижения по стране на всех видах транспорта и питание в дороге. Существенная экономия для нее - это, конечно, проживание у друзей, а не в отеле.