22.07.2015 15:15
    Поделиться

    Вячеслав Потупалов установил еще 3 тысячи имен защитников Могилева

    Уникальный поиск Вячеслава Потупалова продолжается
    Об этой удивительной истории "СОЮЗ" рассказывал: в апреле руководитель Могилевского поискового клуба "Виккру" Николай Борисенко получил письмо из России. А в нем был список погибших, пропавших без вести, попавших в плен летом 1941-го на Могилевщине. Более тысячи двухсот имен! Редчайшая удача. Ведь до этого были известны имена лишь около двух тысяч бойцов из почти 35 тысяч, державших оборону Могилева.

    История получила продолжение: россиянин Вячеслав Потупалов, благодаря которому тысячи солдат и офицеров Красной армии вернулись из небытия, приехал в Могилев - город, с которым навеки связана судьба его погибшего здесь прадеда. Приехал не с пустыми руками. На этот раз Вячеславу удалось восстановить еще более трех тысяч имен павших воинов.

    Мы встретились в штабе Могилевского областного поискового клуба "Виккру". Пока его руководитель Николай Борисенко вписывал в военную историю Могилевщины новые фамилии, 31-летний Вячеслав Потупалов рассказал корреспонденту "СОЮЗа" историю своей семьи:

    - Восемь моих предков ушли на фронт. Ни один не вернулся. Среди них - прадед Павел Кириллович Потупалов. Его, уроженца села Семеновка Акмолинской области, призвали в армию в 1939 году. 22 ему было, дома остались жена, дети. У моих предков - староверов, живших тогда в Казахстане, семьи были большие: по 7-10 ребятишек. Увы, они так и не дождались отцов. В июле 1941-го последнее письмо с фронта получила и жена Павла Кирилловича: "Ваш супруг пропал без вести..." После войны она снова вышла замуж, перебралась с семьей в Узбекистан. Ее следы затерялись в пыли времен. А я, когда подрос, задался целью - отыскать как можно больше сведений о своем родственнике, его боевых товарищах. Архивы, запросы, списывался с поисковиками, искал на специальных сайтах... Сведений о погибших в годы Великой Отечественной до сих пор не так много. Но мои усилия увенчались успехом. Я узнал, что мой прадед освобождал Беларусь в составе 172-й стрелковой дивизии 493-го гаубичного артиллерийского полка. И навсегда остался где-то под Могилевом - погиб ориентировочно 12-15 июля 1941-го. Захотелось приехать, походить по тем местам, где он сражался. Если очень повезет - отыскать могилу. Вдруг на одном из обелисков значится его имя?

    В годы войны на Могилевщине сражались много россиян и украинцев. 137-я и 160-я стрелковые дивизии сформированы в Нижнем Новгороде, 148-я - в Саратове, 110-я - в Туле, 102-я - в Полтавской области, 187-я - в Черниговской... Имена многих погибших солдат из этих и других воинских подразделений удалось установить Вячеславу Потупалову.

    - Когда парни попали на войну, большинству из них было лет 20-30, - рассказывает он. - Моложе, чем я сейчас. Эти войска формировались в основном из крестьян - маленьких мужичков ростом 165-170 сантиметров. Высокие, под метр восемьдесят, бойцы были в составе 20-го мехкорпуса, оборонявшего Могилев.

    В родном городе Вячеслава - Энгельсе - есть улица имени 148-й дивизии, мемориал погибшим бойцам:

    - Судьба многих моих земляков тесно переплетена с историей Беларуси. Отец моего коллеги Сергея Коновалова был узником концлагеря Тростенец. Ему уже за 90 лет. Но память цепкая, рассказывал, как его спас один немец, подкармливал, помог бежать. Недавно мне удалось отыскать копию справки, выданной в годы войны, о том, что он действительно находился в концлагере в госпитале. Увидев этот документ, человек, переживший все ужасы войны, разрыдался.

    Вместе с Борисенко и Потупаловым сидим над картой обороны Могилева. Оригинал 1941 года, карту еще в 90-е отыскали в окопах. Николай Сергеевич, обращаясь к Вячеславу, намечает маршрут:

    - Сначала отправимся на окраину Могилева. Там, на минском направлении, на подступах к городу летом 1941-го шли ожесточенные бои. На этом плацдарме дислоцировался и полк, в котором сражался ваш прадед. Пройдем по местам боев, где до сих пор сохранился в первозданном виде противотанковый ров. Сражения были у реки Лохва, у деревни Бруски, - за лес уходила колонна генерала Романова. Ваш прадед мог быть и там. И конечно, побываем на легендарном Буйничском поле, воспетом Константином Симоновым, над которым, по завещанию писателя, развеян его прах.

    Несколько часов поиска пролетели незаметно. Увы, ни на одном из обелисков мы не нашли фамилию прадеда Вячеслава Потупалова. И легли купленные им красные гвоздики на могилу неизвестного солдата:

    - Это дань памяти не только моему предку. Безымянный подвиг - самый бесценный. Их еще очень много - пропавших без вести, тех, чьи могилки до сих пор ищут родные и близкие. И я буду продолжать поиски. Ведь чтобы по-настоящему ценить Победу, надо знать правду о войне. Правду, которую я буду рассказывать уже своим детям.

    По словам Николая Борисенко, имена, установленные Вячеславом Потупаловым, внесут в общий список защитников Могилевщины и разместят в электронном виде на сайте своего поискового клуба.

    Поделиться