Председатель комитета по разведке палаты представителей Дэвин Нунез, автор запроса в адрес директора национальной разведки США Джеймса Клэппера, озабочен тем, сможет ли Лэнгли отслеживать при помощи своих "специфических форм и методов" ход выполнения Тегераном ядерного соглашения. Он также просит разведку представить аналитический доклад в конгресс до 3 сентября на предмет того, таит ли ядерная сделка с Ираном некие "подводные камни".
Госсекретарь Керри настаивает на том, что блокирование и срыв сделки подорвет доверие к Вашингтону в мире и еще больше приблизит Тегеран к созданию атомного оружия, если США пересмотрят прежние условия и будут диктовать новые стандарты по иранской ядерной программе. Керри, как отмечает "Гардиан", "нарисовал довольно мрачную картину этих альтернативных вариантов в течение четырехчасового выступления при крайне напряженной атмосфере в комитете по международным делам палаты представителей". "Если конгресс отвергнет сделку, то Иран приступит к его (урана) обогащению. Аятолла уже не вернется к столу переговоров, а режим санкций полностью развалится", - привел свой самый убедительный аргумент Джон Керри. При этом госсекретарю во время слушаний было явно трудно стоять, выслушивая доводы законодателей: на Капитолийский холм Джон Керри пришел на костылях, которые находятся при нем после аварии на велосипеде.
Атмосфере, в которой оказался достаточно адекватный к восприятию любой точки зрения и гибкий в поиске компромиссного решения Джон Керри, в общем-то не позавидуешь. Набор аргументов его оппонентов в целом сводился к стандартным клише времен холодной войны. В этом отношении показательна цитата из выступления республиканца из штата Мичиган Дэвида Трота, который прямо заявил о том, что "не может быть хорошей сделки с плохими парнями". Республиканское большинство в конгрессе прекрасно понимает, что в случае одобрения соглашения и четкого выполнения Ираном его условий президенту-республиканцу, если он придет в Белый дом в начале 2017 года, будет трудно отменить ядерную сделку с Ираном.
У скептически настроенных республиканцев остается не так много времени, чтобы попытаться убедить демократов присоединиться к ним в надежде получить большинство в две трети голосов и преодолеть президентское вето. Его Обама может наложить, если конгресс, выйдя с каникул, в сентябре проголосует против соглашения. В середине июля Белый дом направил в конгресс многостраничный текст соглашения с Тегераном. По закону у законодателей есть 60 дней, чтобы проанализировать детали соглашения и огласить свой вердикт. Их особую обеспокоенность вызывает то, насколько честен будет Тегеран в выполнении обязательств перед международным сообществом. На Капитолии также раздаются голоса о недостаточной прозрачности иранских атомных объектов для инспекций. Дескать, есть у Тегерана лазейки, пользуясь которыми Иран, по их мнению, якобы сможет приступить к созданию ядерного оружия. Законодателям к концу сентября необходимо одобрить или отвергнуть ядерную сделку с Ираном.
Аннулировать весь план соглашения с иранскими властями конгрессмены не могут, однако потрепать нервы демократам в Белом доме они способны изрядно. Для снятия американских санкций с Ирана, договоренность о которых является ключевым и наиболее болезненным элементом сделки Ирана с Западом, как раз требуется согласие законодателей с Капитолия, которые в свое время и ввели большинство из этих запретительных мер. Напомним, что сделке активно противится Израиль, имеющий лоббистов на Капитолии. 19 июля на заседании правительства страны премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что "пока иранское руководство поощряет такие призывы, как "Смерть Америке" и "Смерть Израилю", нет оснований для каких-либо уступок Тегерану".
Кстати
Известный американский документалист Майкл Мур снял новый фильм, который посвящен внешней политике США, "На кого бы еще напасть". В этой ленте обладатель "Оскара" и автор нашумевшей картины "Фаренгейт 9/11" о терактах в США в 2001 году задается вопросом, почему Соединенные Штаты ведут постоянные войны по всей планете. "Мы живем в такое время, когда нашей стране постоянно необходимо иметь врага. Его поиски позволяют поддерживать на плаву наш военно-промышленный комплекс и различные компании, которые получают огромный доход", - заявил Мур.