Таким образом, в затянувшейся эпопее вокруг двух кораблей поставлена точка. Правда, каких-либо конкретных цифр на официальном уровне пока не названо. Напомним, что еще в конце апреля Владимир Путин дал понять, что в случае расторжения сделки наша страна не будет требовать от французов неустоек, запредельных штрафов. И все-таки, о каких суммах может идти речь? Как заявил в четверг министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан, общая сумма выплат Москве составит "меньше 1,2 миллиарда евро". "Российская газета" обратилась к известному французскому политику, депутату Национальной ассамблеи Тьерри Мариани с просьбой прокомментировать как финансовый аспект расторжения контракта, так и его политическую составляющую.
- Для французов история с "Мистралями" не закончена. Ибо им придется платить по счетам. - считает Тьерри Мариани. - Помимо суммы, которая причитается России, а речь, насколько мне известно, идет о 1,16 миллиарда евро, Франции придется потратить около 200 миллионов на переделку кораблей, построенных с учетом потребностей и специфики российского ВМФ. Это не считая прочих расходов, связанных с обслуживанием уже готовых вертолетоносцев. Так что, скорее всего, для наших налогоплательщиков "Мистрали" обойдутся плюс-минус в полтора миллиарда евро. Эта финансовая сторона вопроса.
Но есть и другая. Некоторые у нас считают, что в свое время Франция сделала "ценный подарок" России, пойдя на сделку с "Мистралями", без которых та, якобы, не могла никак обойтись. Ошибка. Хотя бы потому, что Россия сама в состоянии строить корабли с аналогичными характеристиками. Скорее всего, тогда была сделана ставка на выгоды расширения сотрудничества между двумя странами в военно-технической области. Ныне, закрыв досье, Франция лишилась этого рынка, и вернуться на него будет непросто. Замечу, что помимо денег, утрачено доверие как к надежному партнеру.
- Франция уступила прессингу США, - убежден парламентарий. - Да, мы с ними союзники, но это не значит, что не должны быть независимыми и не заботиться о собственных интересах. Помню, в начале 80-х годов при президенте Миттеране Франция продавала оружие Никарагуа, несмотря на то, что американцы выступали категорически против этого. Сегодня мы подчиняемся воле Вашингтона, и это в то время, когда американцы намереваются наладить сборку своих вертолетов Bell в России. Мне кажется, что Евросоюз, Франция до сих по не поняли, что санкции против Москвы являются также инструментом завоевания США господства в экономической области.
Кстати
Как и предусмотрено достигнутой между Москвой и Парижем договоренностью, Франция вернет российское оборудование связи и управления, установленное на двух "Мистралях". Ожидается, что группа российских специалистов отправится в сентябре в Сен-Назер, где находятся корабли, с тем, чтобы его демонтировать. После этого Франция обретет право собственности на "Мистрали" и сможет ими распоряжаться по своему усмотрению.