Российские комплексы авионики вышли на первое место в мире

Оснащение различных летательных аппаратов комплексами радиоэлектронного противодействия придает им новые свойства.

Радиоэлектронная борьба, или сокращенно - РЭБ, появилась практически сразу после того, как в войска стали поступать первые радиоприемники и передатчики. И долгое время такая борьба подразумевала лишь глушение чужих радиосигналов или их перехват. Однако с развитием радиоэлектроники значение РЭБ становится все более значимым и многогранным.

Как отмечают эксперты, в нашей стране всплеск интереса к радиоэлектронной борьбе произошел практически сразу после завершения в августе 2008 года принуждения Грузии к миру. Тот конфликт показал, что наряду с традиционным огневым противостоянием враждующих сторон на первый план выходит противостояние высоких технологий. Прежде всего в области радиоэлектроники.

Увы, тогда же выяснилось, что мы плохо готовы к массовому изготовлению средств РЭБ. А российская авиация оснащалась единичными, по сути, опытными образцами современных систем. Сегодня об этом говорится открыто. Скорее всего, потому, что уроки были извлечены очень быстро и уровень отечественных систем радиоэлектронной борьбы не просто совершил революционный скачок, но и поднялся высоко в небо.

По словам Игоря Насенкова, первого заместителя гендиректора концерна "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ", для организации массового производства средств РЭБ объединили всех разработчиков и производителей техники групп РЭБ-С и РЭБ-Н (соответственно, противодействие системам управления оружием и системам управления войсками) - головные институты-разработчики, специализированные конструкторские бюро и серийные заводы. Провели ревизию возможностей и компетенций участников кооперации в создании авиационных, наземных и корабельных средств РЭБ. Организационные меры дали свои результаты.

В Вооруженных силах России появились специальные системы радиоэлектронной борьбы, которые устанавливают на различные типы самолетов, вертолетов, беспилотников и даже дирижаблей.

Как известно, авиация участвует во всех вооруженных конфликтах. Зачастую именно она вступает в бой первой. Но прежде чем бросить самолеты на бомбежку вражеских объектов и территорий, необходимо вскрыть не только позиции врага, но и его систему управления - для последующей нейтрализации. В этом всегда преуспевали американцы, чем очень гордились. Сегодня и мы мало в чем уступим НАТО в области применения авиационных носителей радиоразведки и РЭБ. Как утверждает руководство КРЭТ - ведущего разработчика систем радиоразведки и радиоподавления, у наших конструкторов есть четкое понимание того, что должно быть на борту авиации будущего. Все оборудование: РЭБ, госопознавание, радиолокация, центральные и периферийные компьютеры, электронные коммутаторы, системы навигации, связи и управления реально превращается в один "универсальный блок" - один прибор интегральной модульной авионики.

В перспективе радиоэлектронный блок может сам стать элементом крыла или фюзеляжа. Получится своего рода "умная обшивка", которая излучает сигнал в нужную сторону, складывает и вычитает фазовые поправки, осуществляет прием и передачу любой информации. Она будет включать в себя активную и пассивную локацию, делать самолет видимым в одном спектре и невидимым - в другом.

Системы РЭБ также позволяют делать самолет или вертолет практически неуязвимыми для многих типов ракет. Защитный комплекс "Витебск", который устанавливается на вертолеты Ка-52, Ми-26 и модернизированный штурмовик Су-25, - лучший в мире. Фактически ему аналогов за рубежом нет. А на подходе еще более совершенная система, которая будет способна защитить летательный аппарат от поражения всеми средствами ПВО противника.