Вот ведь интересная история получается: все мы знаем, что познание - это радость, правда? Это ведь страшное дело: жить, не познавая мира.
Казалось бы, школа - место, в котором все только и делают, что чего-нибудь познают, должно быть горячо любимо. Ан нет. Может, школа не познанием занимается? А может, познанием не того?
В преддверии первого сентября взрослые рассуждают о том, как сделать нашу школу лучше. Потому что так повелось, хотя есть два участника школьного процесса - дети и взрослые, про реформу школьную спрашивают взрослых. А дети потом результаты пожинают.
Когда я читал интересные, менее интересные, совсем неинтересные рассуждения о школьной реформе, меня не покидала мысль: никто не хочет менять школьное образование кардинально.
Оно и понятно: любая серьезная реформа в любой серьезной сфере жизни начинается с ухудшений, ведь ломается пусть старый, но твердый порядок, а новый сразу не выстраивается. Поэтому проще ограничиться косметическим ремонтом.
Мы как-то привыкли к такому положению дел, когда наши школы в подавляющем большинстве не выполняют две главные школьные задачи. Во-первых, они не учат детей учиться. А, во-вторых, не помогают ребенку обрести призвание, в результате чего подавляющее число выпускников выбирают не призвание, а институт. Между тем, человек, не раскрывший данный ему Богом талант, обречен на печальную, а то и на несчастную жизнь.
"Зачем дорога, если она не ведет к Храму?" - вопрошала героиня великой Верико Анджапаридзе в фильме "Покаяние". Зачем школа, если она не учит учиться и не помогает ребенку раскрыть свой талант?
Поэтому мне кажется, что наша школа нуждается в серьезной, корневой реформе. И никто не мешает мне накануне первого сентября немного пофантазировать о ней, не так ли?
Итак, вот они мои фантазии на тему кардинальной школьной реформы.
Первые четыре года ничего не меняется. С первого по четвертый класс ребенок получает основные, фундаментальные знания. Но не только...
Великий швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци считал, что ребенок должен определить свое призвание - внимание! - в семь-десять лет. В своей книге "Песталоцци XXI, или Книга для умных родителей", посвященной Песталоцци и его методу, я подробно рассказываю о том, как это можно сделать. Подчеркиваю: это можно сделать в довольно раннем возрасте.
В начальной школе с помощью родителей ребенок находит либо свое призвание (идеальный вариант), либо, как минимум, направление интересов: гуманитарные, технические, спортивные и так далее.
Подобный подход предполагает активное участие родителей в жизни ребенка, подлинную, активную любовь к нему. Вообще, та реформа, которую предлагаю я, возможна только в том случае, если родители активно вовлечены в учебный процесс. Не устаю повторять: состояние дел в нашей школе сегодня таково, что без активной родительской заботы и внимания вырастить образованного человека вряд ли удастся.
Начиная с пятого класса добровольное посещение всех уроков. Ребенок учит только те предметы, которые он (совместно с родителями) выбирает сам.
Школе не надо воспитывать неясную "гармонически развитую личность". Она должна помочь ребенку осознать свой талант, научить его получать максимум знаний для освоения и реализации этого таланта, то есть призвания.
Зарплата учителей напрямую зависит от количества учеников, желающих посещать их занятия.
Почему?Потому что молодой человек будет ходить к тем педагогам, которые дают ему нужные и/или полезные знания. Если к педагогу ходит мало учеников или же не ходит вовсе, значит он таких знаний не дает.
Нет никаких оценок, которые сегодня только унижают детей. Ученик сам отвечает за качество своих знаний.
Школа должна учить человека совершать выбор.
Школа должна учить человека самому отвечать за этот выбор.
За свои знания ученик отвечает только и сугубо перед самим собой. Он учится не для того, чтобы получать хорошие оценки, а чтобы стать хорошим специалистом.
Нет никакого аттестата зрелости.
То есть школа как организация не оценивает готовность ученика поступать в ВУЗ. Школьник должен это решить сам вместе с преподавателями.
И что же, школьные знания никак и никогда не будут проверяться? Разумеется, будут.
Проверка знаний ученика - очень строгие экзамены в ВУЗ. Именно ВУЗ должен решать: готов ученик к дальнейшему освоению выбранной профессии или нет.
Институт (университет) отбирает тех ребят, которые, по его мнению, готовы для дальнейшей реализации собственного призвания.
В ВУЗ можно поступать в любом возрасте: если человек понимает, что он к вступительным экзаменам готов.
Понятно, что при таком подходе количество попыток будет ограничено, иначе человек может поступать бесконечно, рассчитывая, скажем, просто на удачу.
Попыток может быть, с моей точки зрения, пять. Исчерпав лимит, человек имеет возможность получать высшее образование только в заочной или вечерней форме.
Такая вот фантазия.
Не идеальная? Разумеется. А где и когда вы видели идеальные фантазии?Только кажется мне, что если мы действительно считаем, что наша система образования не соответствует вызовам времени, если мы на самом деле хотим изменить ее, то это требует серьезных, кардинальных и неожиданных решений.