В "культурных" спорах суть разговора быстро исчезает, остается только критика
Андрей Максимов: Мы разучились слышать и понимать
Андрей Максимов, писатель, драматург.
Андрей Максимов, писатель, драматург. / Станислав Красильников/ТАСС
Вот такая тут приключилась история в нашей, условно говоря, культурной жизни.

Некий режиссер, назовем его А., был приглашен в некий киноколледж, для того чтобы выразить собственные мысли, а также взгляды. Режиссер - не то, чтобы мэтр, но человек опытный. Вот его позвали, дабы он поделился накопленным с молодыми. Понимаете, да? Пригласили, дабы услышать его собственное понимание жизни и кинематографа.

Ничто не предвещало грозы, но тут режиссер возьми, да и скажи, что авторское кино он ненавидит, а Андрей Тарковский - это плохо. Ну, значит, такие у него мысли. Не то чтобы правильные или нет, и даже не то, чтобы мысли... Просто такое вот личное высказывание.

Высказывание режиссера А. было зафиксировано и стало достоянием общественности. И что тут началось! Общественность буквально сорвалась с цепи, защищая Андрея Тарковского. Деятели кино с криками: "А ты кто такой?" и "Сам дурак!" бросились на защиту классика. Политики даже предлагали лишить режиссера А. господдержки.

Интернет запестрил оскорблениями и просто хамством в адрес режиссера А. Поскольку наши люди считают, что ерничание - ближайший друг грубости, все было иронично и зло.

Как всегда случается в подобных случаях: суть того, о чем говорил режиссер, мало кого волновала. Всех гораздо больше тревожила сама фигура А. Иногда казалось, что, если бы режиссер был более знаменит, ему позволили бы ругать Тарковского, а так - нельзя. Логика такая: Тарковский - гений, а ты - кто такой, чтобы поднимать на него руку? То есть для того, чтобы критиковать Шекспира, непременно нужно быть Толстым, так, что ли, получается?

Я вообще заметил, что, как только начинаются "культурные" (и не только) споры, суть разговора довольно быстро исчезает, и начинается критика того, кто высказался. Чаще всего - оскорбительная. Иногда складывается впечатление, что многие интеллигенты считают: высказывать свое мнение может только абсолютно талантливый и предельно хороший человек. Остальные права такого не имеют.

Как только начинаются "культурные" споры, суть разговора быстро исчезает, и начинается критика того, кто высказался

Я видел один фильм режиссера А. Это нормальная, как принято говорить, крепкая картина. Я знаю, что некоторые его картины имеют кассовый успех, некоторые - не имеют. Но все это, на мой взгляд, не мешает ему высказываться, тем более в ситуации, когда его пригласили сказать свое мнение.

Режиссера А. не жалко: любой человек, выступающий в публичном пространстве, должен понимать, что за свои слова надо будет отвечать. Печально, правда, что еще долгие годы режиссер А. будет ассоциироваться не со своими фильмами, но превратится в "того самого А., который не любит Тарковского".

А что, собственно говоря, сделал А.? Просто высказался. Может быть, излишне эмоционально и грубо. Да. Но ругают его не за это, а за то, что ему не нравится авторское кино вообще и Тарковский в частности.

Мы разучились слышать. Знаете, какой синоним слова "слышать"? Понимать. Мы разучились понимать

Почему человек не имеет право высказать свое мнение, даже если оно идет вразрез общепринятому? Почему на него надо спускать всех собак только за то, что он оценивает произведения искусства не так, как кому-то нравится?

Хулители режиссера А. тут же стали писать, что Тарковский - гений. Лишняя информация. В том смысле, что это известно и так. Но устраивать травлю человека только за то, что не нравятся его взгляды на кино... Не странно ли?

Замечательная актриса Э. участвует в последней премьере МХТ имени Чехова. В этом спектакле ее героиня исполняет танец: странный, страстный, пошловатый. Я, увы, спектакля не видел, но понимаю: это не актриса так танцует, а ее персонаж.

Посетители социальных сетей этого понимать не хотят категорически! Не нравится им актриса Э., и - давай ее разбирать по косточкам. За что? За то, что она, выполняя задачу хореографа и режиссера, исполняет то, что нужно по роли? Мне лично очень нравится, как Э. это делает: танец, в котором читается характер персонажа. Кому-то не нравится - нормальное дело. Но зачем сразу судить, причем издевательски?

Живя в христианской стране, мы как-то совершенно забыли правило: не суди и не судим будешь. Каждый имеет право на свою точку зрения. Каждый имеет право ее высказывать. Но - судить? Издеваться? Ерничать? Устраивать едва ли не всероссийское событие только из-за того, что одному режиссеру не нравится другой?

Я вам вот что скажу: мы разучились слышать. Знаете, какой синоним слова "слышать"? Понимать. Мы разучились понимать. Соответственно, возникают проблемы с тем, чтобы спорить. Не ругаться, не обижать друга, но стараться с помощью аргументов опровергнуть точку зрения оппонента.

Конечно, тут сыграл свою роль и телевизор: ток-шоу кричащих людей. Но ведь ток-шоу таковы потому, что нам, зрителям, они нравятся. Нам нравится, когда спор превращается в драку, хорошо, если только словесную. Кто же виноват?

Вот мы бесконечно спорим о том, чему обучать (и не обучать) в нашей пока еще очень средней школе. А почему бы детей с детства не учить искусству спора? Было бы здорово - ставить "отлично" тому молодому человеку, который сумел с помощью аргументов победить своего соперника. Вы представляете, если у нас вырастит поколение людей, которых не раздражает чужая точка зрения, а вызывает желание ее оспорить!

Впрочем, увлекшись, мы уже далеко зашли. Научиться бы для начала без раздражения воспринимать чужую оценку явления культуры, и даже чуждую. Просто оставить за другими право: оценивать не так, как мы.

Или это на самом деле очень сложно?

Андрей Максимов
писатель, телеведущий, режиссер
Поделиться