Пермские лесорубы уничтожили муниципальные трассы
Казалось бы, что постоянные вложения должны гарантировать круглогодичную транспортную доступность. Однако это не так. Основные пользователи грунтовок - это лесозаготовители, чьи многотонные грузовики превращают приличные дороги в непролазную грязь. Причем восстанавливать их предприниматели не считают нужным.
На муниципальные деньги
В Пермском крае идет активная осенняя рубка. Регион считается самым лесным в Приволжском федеральном округе, и деловой древесины здесь пока достаточно. Лес рубят и пилят все, кто может. И легальные заготовители, и местные жители, и гости с юга, и даже сотрудники полиции как в личное, так и в служебное время.
По крайней мере, так сообщают в криминальных сводках про "черных лесорубов". Но кто и что делает в пермских лесах, из-за деревьев сначала и не видно. А вот когда срубленные бревна и напиленные доски начинают развозить покупателям или на бумкомбинаты, это сразу сказывается на местных дорогах. Как пример можно привести ситуацию в одном из северных районов региона.
- Дороги в этом году разбили особенно сильно, - говорит глава Купросского поселения (Юсьвинский район) Людмила Боталова. - Лето дождливое, земля сырая, а у нас в основном грунтовки. Так что тяжелые машины, груженые лесом, испортили нам все пути.
В Купросском - тридцать восемь населенных пунктов, и практически везде идет заготовка леса. На балансе же у главы - 64 километра местных дорог, и большинство из них разбиты в хлам.
Тем временем на ремонт и содержание дорожной инфраструктуры здесь выделяется чуть больше миллиона рублей в год. Вот и сейчас две трети из них уже истрачены. Оставшиеся средства запланированы на зиму - снег чистить. Но на такую сумму порядок не наведешь.
При этом лесопромышленники, которые, по сути, и являются главными пользователями муниципальных путей сообщения, вкладываться в их ремонт и содержание не имеют никакого желания.
Запрещено запрещать
В Купросе пытались хоть как-то выйти из этого положения. Ведь дело в том, что для лесозаготовителей проблема дорог временная. Они вырубят деловую древесину и переедут в другой район. Тратиться на инфраструктуру им нет никакого резона. А то, что жители сел и деревень страдают от распутицы, коммерсантов не интересует. В то же время заставить их отремонтировать грунтовки или просто припугнуть штрафами невозможно. А наказание за перегрузку лесовоза смехотворно - две тысячи рублей.
- Мы закрывали для них дороги, ставили дорожные знаки, - говорит Людмила Боталова. - Но прокуратура запретила нам запрещать, потому что дороги общего пользования и по ним может ездить кто угодно.
Администрация Юсьвинского района даже пыталась судиться с одним из лесозаготовителей. Но тот написал жалобу в прокуратуру, и чиновникам предложили отозвать свое заявление из суда. В итоге дорог нет. Селяне тонут в грязи, машины с сырьем снуют туда-сюда.
Власти Купроса обращались в краевое министерство транспорта с просьбой хоть как-то помочь. Им пообещали выделить на время передвижной пункт весового контроля. В идеале лесозаготовители должны приехать и взвесить свои грузовики. Если они тяжелее положенного, то заплатить за это.
- Да кто согласится на это? - комментирует Боталова. - Это же для них лишние деньги тратить. И потом, как их ловить? Поставят пункт в одном месте, через час про это весь район знать будет. Это совсем не выход.
Также краевые специалисты из минтранса посоветовали муниципалам переговорить с лесозаготовителями, чтобы те добровольно, сами подсчитывали причиненный дорогам ущерб и либо гасили его, либо ремонтировали грунтовки. Совет, конечно, отличный, но явно отдает ненаучной фантастикой. В результате что делать, как уберечь муниципальные дороги от уничтожения их лесовозами, не знает никто.
Сами строим, сами портим
В соседнем с Юсьвинским, Гайнском районе, проблема дорог видится властям с другой стороны. Заместитель главы района, Нина Созонова, считает, что во многом виноваты и те, кто дороги ремонтирует.
- У нас трасса проходит на Сыктывкар, в Республику Коми, - говорит она. - Это грунтовая дорога, рассчитанная на транспорт весом до десяти тонн. А ремонтники гоняют по ней на самосвалах весом под сорок.
Со слов чиновницы, подрядчики сначала вскрывают для ремонта дорожное полотно и сами же по нему и ездят на тяжеловозах. Объездных путей при этом не устраивают. В итоге дорога постоянно находится в разбитом состоянии. Безусловно, ремонтники более дисциплинированы, чем лесозаготовители, и потому регулярно возмещают причиненный вред. Но деньги идут от них в региональный бюджет, а оттуда куда угодно, только не на ремонт.
Что же касается муниципальных дорог, разбитых транспортом лесопромышленников, то Нина Созонова не считает это большой проблемой.
- Наша главная задача как власти - обеспечить людям нормальный производственный процесс, - отметила она. - Народ должен зарабатывать, чтобы кормить свои семьи. А лес-кругляк и пиломатериалы надо вывозить не летом, а по зимним трассам. Тогда вреда дорогам не будет.
Комментарий
Министр транспорта Пермского края Алмаз Закиев:
- Как показывает практика организации весового контроля на автомобильных дорогах регионального значения, транспортные средства, осуществляющие перевозку древесины, лесоматериалов, являются тяжеловесными. А подавляющее большинство муниципальных автодорог имеют переходный тип покрытия и не рассчитаны на такие нагрузки. Согласно требованиям Федерального закона N 257-ФЗ от 8 ноября 2007, движение по автодорогам тяжелогруженых автомобилей допускается при наличии специального разрешения. Необходимо отметить, что привлечь виновных лиц к административной ответственности за нарушение правил движения тяжеловесов сотрудники полиции имеют право на основании акта о взвешивании транспортного средства при проведении весового контроля. Чтобы сохранить автодороги местного значения, администрации муниципальных образований, как владельцы их данных, имеют право, согласно приказу Минтранса РФ от 27 апреля 2011 № 125, организовывать пункты весового контроля.
Справка "РГ"
По данным министерства транспорта края, больше всего от активной перевозки леса страдают дороги в Гайнском, Кочевском, Кудымкарском, Косинском, Соликамском, Красновишерском и Чердынском районах.