08.10.2015 06:44
    Поделиться

    Почему в ХМАО "зависло" строительство мостов через Обь

    Реализация инфраструктурных проектов на основе ГЧП не всегда оправдана

    В Ханты-Мансийском округе корректируют планы строительства двух мостов через Обь ориентировочной совокупной стоимостью 60 миллиардов рублей. Первоочередным называли объект в западной части автономии - на месте паромной переправы у поселка Андра в Октябрьском районе. Но бюджетные ресурсы иссякают, а компания-инвестор согласна взяться только за более дорогостоящий проект, зато, похоже, и более привлекательный экономически - еще один автомобильный мост через реку близ Сургута.

    Действующий быстро изнашивается - поток машин в индустриальной столице Югры втрое превышает расчетную величину. Для транзитного транспорта, следующего по единственной связывающей южные и северные районы Тюменской области автостраде, иного пути нет. Нужен дублер. Еще до кризиса эксперты рекомендовали правительству округа просчитать вариант полной или хотя бы частичной самоокупаемости нового моста посредством ввода платного проезда. Решатся ли на него - неизвестно. Чиновники не исключают вариант концессии.

    Впрочем, при любом раскладе это будет форма государственно-частного партнерства (ГЧП). До последнего времени соглашения о ГЧП на территории автономии заключались на условии отсрочки платежей исполнителю, но с процентной компенсацией понесенных затрат. То есть субъект РФ залезает в долги, а потом годами гасит их. Вот только когда объем договоров ГЧП начнет измеряться многими десятками миллиардов рублей, могут встать вопросы о бюджетной обеспеченности и чиновничьей беспечности.

    Финансовые обязательства региона уже сейчас внушительны. В этом году возникли проблемы своевременной оплаты работы тех же дорожников. Благодаря главным образом Югре "разморожен", достроен и открыт для движения мост через "пограничную" реку Вах. Он связывает Югру с Томской областью по линии Северного широтного коридора, "пробиваемого" от Перми до Мариинска с начала нулевых годов в рамках транспортной стратегии страны. Словом, объект федерального статуса. Основные капиталовложения легли на плечи ХМАО. Поскольку в окружном бюджете наскрести необходимую для достройки сумму не удалось, правительство региона прибегло к ГЧП. Соседняя область должна выплатить Югре свою долю частями в течение восьми лет, Федерация - в 2016-м. Платежи инвесторам задержали, и те, понятно, занервничали. Правда, осенью долги обещают погасить.

    Вернемся к мосту в Октябрьском районе. В конце 2012 года прошел конкурс на обоснование инвестиций в строительство этого объекта, а также моста на подъезде к Сургуту. Выиграла специализированная организация из Санкт-Петербурга. Ей за услуги полагалось из бюджета Тюменской области (программа "Сотрудничество") почти 60 миллионов рублей. Весной 2014 года было анонсировано подписание договора Фонда развития Югры с одним из петербургских ООО (зарегистрировано в 2012 году, уставный капитал 10 тысяч рублей) "на разработку проекта строительства и эксплуатации моста в Октябрьском районе на основе ГЧП". Трудозатраты последнего оценили более чем в 20 миллионов рублей. Летом 2014 года управление госзакупок Тюменской области заключило контракт на 156 миллионов рублей с крупным профильным институтом на инженерные изыскания и разработку проектной документации для строительства того самого моста.

    Потрачены солидные деньги. Каковы теперь шансы все же реализовать проект? Депутат Думы ХМАО Леонид Михалко опасается, что переход через реку надолго останется в чертежах, несмотря на очевидную необходимость. Ведь Обь разрывает капитально реконструируемый меридиональный тракт, идущий от города Советского через Приобье и Верхний Казым до границы с Ямало-Ненецким округом. На берегу не разгонишься.

    С одной стороны, это межмуниципальная дорога. С другой - у нее отличный потенциал, она способна стать межрегиональной, стратегически важной для Уральского округа, принять на себя большой грузопоток. При одном условии: ЯНАО проложит по тундре автомобильную трассу от города Надыма до, условно, югорского Казыма. И тогда из Свердловской, Челябинской областей можно будет, забыв об огромном крюке через Сургут, сравнительно быстро доехать до географического центра арктического края. А там и до Салехарда всего 330 километров - по северным меркам, рукой подать.

    Переговоры с ямальскими коллегами о сотрудничестве идут, подтверждает заместитель губернатора ХМАО Павел Сидоров. Однако, насколько нам известно, соседи не готовы что-либо обещать югорчанам. До Казыма ли, когда из-за дефицита финансов затормозилось строительство "дороги жизни" Салехард - Надым, когда нет твердой надежды даже на то, что столицу округа соединит с Большой землей мост через Обь... Последнему варианту базового проекта уже почти десяток лет. Денег хватило только на его разработку, корректировку и "продвижение". На само возведение требуется 60-70 миллиардов. И ГЧП не выручит.

    Поделиться