13.10.2015 00:43
    Поделиться

    Автомобиль будет оценивать дорожную ситуацию наравне с водителем

    Системы безопасности в автомобилях ежегодно совершенствуются, преследуя главную цель - минимизация ошибок человека и их последствий. Для предотвращения аварий многие производители уже в базовой комплектации встраивают в автомобиль комплекс превентивной защиты пассажиров, который помогает в опасных ситуациях. К примеру, система экстренного торможения BAS (BrakeAssistSystem) распознает резкое нажатие на педаль тормоза и увеличивает давление в гидроприводе до максимально возможного, таким образом, автомобиль останавливается быстрее. А система ESP (ElectronicStabilityProgram), анализируя скорость относительно вертикальной оси и поперечное ускорение, помогает машине не уйти в занос. В дополнение к базовым системам в некоторых моделях можно установить расширенные опции, учитывающие показатели BAS и ESP. В критической ситуации они создают дополнительную защиту, к примеру, автоматически закрывают боковые стекла и панорамную крышу, меняют положения кресел на максимально безопасные.

    Инженеры обратили внимание и на проблему отклонения с полосы движения. Стоит немного отвлечься на телефон или пассажира на соседнем сиденье, машину "ведет" в сторону, где в лучшем случае оказывается дорожное заграждение. В этой ситуации поможет активная система удержания полосы, которая с помощью видеокамеры автомобиля фиксирует дорожную разметку. При пересечении сплошной линии она сообщает об опасности с помощью звукового сигнала и вибрации руля, а если водитель не реагирует, принудительно возвращает машину в полосу, притормаживая колеса с одной стороны. В случае пересечения пунктирной линии разметки система звуком и вибрацией руля сообщает об отклонении, но тормозит колеса только при обнаружении опасности, к примеру, едущий по соседней или встречной полосе автомобиль.

    Решив проблемы видимые, инженеры взялись за то, что скрыто от глаз водителя - "мертвые зоны". Любой владелец автомобиля не раз оказывался в ситуации, когда в боковых и зеркале заднего вида путь кажется свободным, но стоит начать перестроение, как "из ниоткуда" появляется машина. Для предотвращения подобных ситуаций создана система активного мониторинга "мертвых зон" с радарными датчиками, расположенными по бокам и сзади автомобиля. К примеру, водитель собирается перестроиться на соседнюю полосу, включил сигнал поворота, но вне зоны его видимости находится другая машина. Система последовательно предупреждает об опасности: сначала на боковом зеркале появляется красный треугольник, следом загорается лампочка и раздается звуковой сигнал. Если же, несмотря на это, водитель намерен совершить опасный маневр, программа принудительно возвращает автомобиль на начальную полосу движения, притормаживая колеса с одной стороны.

    Однако водитель может упустить и то, что находится впереди. К примеру, отвлечься в пробке и не успеть затормозить перед находящейся впереди машиной. Проблема была решена в конце XX века, когда разработчикам удалось расширить функции круиз-контроля, автоматически снижающего скорость на спусках и поворотах и увеличивающего ее на длинных дистанциях. Эта интеллектуальная программа позволяет установить допустимое расстояние до впереди идущего автомобиля и самостоятельно поддерживает его на протяжении поездки. Опираясь на данные радарного датчика, установленного в решетке радиатора, система регулирует скорость движения и сохраняет заданную дистанцию.

    При помощи радаров, видеокамер и ультразвуковых сенсоров интеллектуальные системы автомобиля оценивают дорожную ситуацию и самостоятельно принимают решения. А водитель и пассажиры в это время могут вести беседу, не отвлекаясь на управление

    Расширенная система ночного видения с не ослепляющими инфракрасными фарами и тепловизионной камерой, установленной на решетке радиатора, предназначена для поездки по неосвещенным трассам. Приборы сканируют дорогу, и как только в зоне их видимости появляется, к примеру, человек, он контрастно отображается на мониторе в панели приборов. Система включает многократное освещение пешехода направленным светом для того, чтобы предупредить его и водителя об опасности.

    Еще одну проблему в ночное время - ослепление фарами встречного автомобиля - решает система адаптации фар. С помощью видеокамеры программа фиксирует встречные и попутные машины и автоматически меняет дальность освещения. Дополнительную безопасность обеспечивает система IntelligentLightSystem (ILS), меняющая свет фар с дальнего на ближний при приближении встречных автомобилей, оставляя при этом ярко освещенными края дороги. ILS помогает увидеть запрещающие и направляющие знаки ночью, днем эту задачу берет на себя система распознавания дорожных знаков. Программа помогает предотвратить аварии, распознавая ограничения скорости, запреты на обгон и знаки, которые их отменяют. Учитывая данные навигационной системы и видеокамеры, система получает информацию о встречающихся указателях, находит их в базе и сообщает водителю.

    В некоторых автомобилях устанавливается система облегчения паркования, которая с помощью радаров самостоятельно указывает на подходящее место при движении на скорости менее 30 км/ч. Обнаружив возможность поставить машину, система сообщает об этом с помощью стрелки и буквы "Р" на дисплее в приборной панели. Она берет на себя руление и торможение и завершает парковку. Водитель может вмешаться в любой момент и самостоятельно совершить маневр, при этом программа сообщает об опасности столкновения.

    Перечисленные системы могут выполнять многие функции без участия человека, и инженеры на этом не останавливаются, стремясь сделать машину полностью автономной. Так, на одном из американских автосалонов в начале 2015 года был презентован "Мерседес-Бенц" F 015 Luxury in Motion, в котором беспилотный режим является основным, а управление водителем - второстепенным. При помощи радаров, видеокамер и ультразвуковых сенсоров интеллектуальные системы автомобиля оценивают дорожную ситуацию и самостоятельно принимают решения. А водитель и пассажиры в это время могут вести беседу, не отвлекаясь на управление. Конечно, до серийного производства таких автомобилей пока далеко, но через 20-30 лет они могут стать полноправными участниками дорожного движения.

    Поделиться