"Метод": есть Хабенский, нет оригинальности

Есеня Стеклова - выпускница юридического факультета одного из российских вузов - устраивается стажером к загадочному следователю-одиночке Родиону Меглину, известному высокой раскрываемостью преступлений, чутьем на серийных маньяков и странным поведением. На Первом канале стартовал детективный сериал "Метод".

К премьере шоу российских зрителей готовили, словно посетителей цирка - к гвоздю программы. Какому-нибудь медведю на велосипеде, изобретательнейшему фокуснику или труппе особенно смелых, ловких и умелых акробатов. Константин Хабенский в главной роли, Юрий Быков - в режиссерском кресле, сравнения то с "Декстером", то с "Настоящим детективом", исключительно поздневечерний показ, истории реальных маньяков, строгий дисклеймер "Только для взрослых". Все это создало вокруг нового проекта Александра Цекало неслыханный ажиотаж, охотно подогреваемый и самим продюсером. Цекало обещал уникальный для отечественного ТВ проект, а его слова должен был подкрепить трейлер - несколько сумбурный, но все же выдающий весьма и весьма недешевое кино. Что из этого вышло? Попробуем разобраться.

По большому счету, "Метод" и правда сходу явил нам все, что было анонсировано и обещано. Вот только сделал это в экстравагантной манере. Есть Хабенский, хороший актер, который зачем-то неистово переигрывает и появляется в кадре под аккомпанемент раздражающего гитарного проигрыша. Есть Юрий Быков - создатель нескольких крепких картин, чья режиссура в этом случае стыдливо спряталась за роем заимствований из зарубежных хитов эфира. С последними "Метод" сравнивали далеко не зря: многое тут наводит на мысли об откровенной кальке. На ум приходят не только Dexter и True Detective, но и все прочие более-менее заметные криминальные истории последних лет, будь то "Ганнибал", "Шерлок" или скандинавский "Мост". Сродни западным сериалам даже картинка в прохладных, отливающих синевой тонах - вот только наша улично-вокзально-парковая действительность (а "Метод", напомним, претендует на реализм) смотрится в такой цветовой гамме довольно-таки странно.

Кто-то может сказать, что делать столь однозначные выводы после просмотра "пилота" - недальновидно. Однако нынешняя сериальная индустрия уже давно усвоила нехитрое правило: хороший дебют - залог интереса. У создателей же "Метода" после просмотра двух стартовых эпизодов хочется спросить, что именно они хотели сказать и показать. Если детектив, то почему такой - с вялой интригой и саспенсом уровня "Улиц разбитых фонарей" (на им подобные полицейские эпопеи быковский сериал вообще похож куда больше, чем можно было предположить, - вопреки попыткам сделать из него "наш ответ Чемберлену")? Если драму, то где, собственно, драматическая и эмоциональная нагрузка? Даже хваленый натурализм (нецензурная брань, кровавые подробности и умеренной откровенности "обнаженка") тут выглядит совершенно неуместным китчем.

Досаднее всего то, что между Меглиным в исполнении Хабенского и его стажеркой Есеней (Паулина Андреева из "Оттепели") не возникает никакой "химии". Центральные персонажи существуют в отдельных системах координат, которые не уживаются на одном экране. В том же "Мосте" двое радикально непохожих детективов так или иначе мотивировали друг друга и тем самым помогали себе - а заодно и драме - развиваться. Герой Хабенского же, по первому впечатлению, способен мотивировать разве что на безудержное пьянство. При этом трагедии условного Рэя Велкоро в нем не чувствуется, а незаурядные профессиональные способности - то ли дедуктивные, то ли экстрасенсорные - кажутся откровенно притянутыми за уши.

Все вышесказанное - вовсе не попытка уколоть отечественную сериальную продукцию. Она, как мы прекрасно знаем, может быть хороша. Вспоминается "Идиот" с Мироновым и Машковым, на ум приходят блистательная "Ликвидация", остроумная "Кухня", скрупулезная в воссоздании эпохи "Оттепель", ставшая своего рода классикой "Бригада". Все эти фильмы легко обходились без оглядок на зарубежных рейтинговых гигантов, получились самобытными и увлекательными. Возможно, и авторам "Метода" следовало бы попытаться работать на собственном фундаменте. А пока делать выбор в его пользу, когда тот же Первый канал с минимальным отставанием показывает самое интересное шоу этого сезона, совсем не хочется.