На Южном Урале продажи новых авто упали на 40 процентов
По словам председателя ассоциации автодилеров Челябинской области Александра Рулевского, говорить о кризисе в автомобильной отрасли не совсем верно, потому что большая часть дилерских центров продолжает работать и дефицита товара в них не наблюдается.
- В автоцентрах вам продадут любой автомобиль, какой пожелаете. Но проблема в том, что покупатель не идет приобретать авто, откладывая этот шаг на потом, - говорит Александр Рулевский. - Среди причин падения продаж - прежде всего снижение покупательной способности населения и изменение приоритетов потребителей.
По данным Челябинскстата, реальные денежные доходы населения Южного Урала в январе-сентябре этого года сократились на два процента, люди стали осторожнее в оформлении кредитов. В связи с чем объем розничных продаж автомобилей за девять месяцев этого года сократился более чем на 40 процентов. По мнению статистиков, на этом показателе не мог не сказаться рост цен на автомобили, который наблюдался практически во всех категориях.
- За девять месяцев рост цен на отечественные автомобили составил 19,2 процента, импортные подорожали на 17,3, иномарки, собранные на территории РФ, - на 7,3 процента, - констатирует заместитель руководителя Челябинскстата Ирина Немтина.
В этом году на Южном Урале прекратили продажи из шоурумов Chevrolet, Opel, Toyota. Популярные модели Honda, Peugeot, Citroen сегодня в основном реализуются по предварительному заказу.
- Трудно представить, что восемь лет назад в Челябинской области работала лишь пара автоцентров, все остальные появились в последние годы, - говорит Александр Рулевский. - Авторынком создана гигантская инфраструктура, которую сегодня едва удается содержать: нынешние доходы не покрывают возросших затрат.
При этом нужно понимать, что дилерские компании цены на авто не устанавливают: их диктует производитель, который в условиях высокой волатильности курсов валют хочет подстраховать свой бизнес. Тем более что зависимость от импортных поставок комплектующих и запчастей более чем внушительная.
- В автобизнесе сегодня превалирует импортная составляющая, даже в производстве отечественных машин, к примеру, та же Лада Vesta сегодня собирается на французской платформе, и в ней немало комплектующих из-за рубежа, - рассказывает Рулевский. - Локализация производства в России позволяет производителям в какой-то степени сдерживать цены и проявлять независимость от скачков доллара, но в один момент от импортной зависимости не уйти.
По словам Александра Мещерякова, финансового директора компании, реализующей отечественные авто на Южном Урале, выручают дилеров в основном госпрограммы, которые эффективно стимулируют покупательский спрос. В первую очередь программа обновления автопарка, которая предусматривает возможность получения компенсации за утилизацию старого автомобиля либо его обмен (трейд-ин).
- При формировании бюджета на следующий год рассматривается необходимость продления софинансирования автокредитов со стороны государства, - говорит Александр Мещеряков. - Отмена такой господдержки может привести компании к банкротству, потому что большая часть новых автомобилей приобретается населением в кредит.
Покупка автомобиля считается весьма сомнительным вариантом для вложения денег, ведь, едва выехав из автосалона, машина начинает стремительно дешеветь. Нельзя сбрасывать со счетов и риск аварий. Надежней вкладывать в недвижимость. Однако эксперты оптимистично связывают рост жилищного строительства с продажами машин:
- Если человек приобрел жилье в новом микрорайоне, рано или поздно он задумается и о приобретении автомобиля, поэтому сегодня на авторынке только формируется отложенный покупательский спрос, - уверен Александр Рулевский. - Потребность в личных машинах сохраняется, просто в результате экономических коллизий эти покупки оказались отсрочены. Чем больше стагнирует рынок сегодня, тем выше будет объем продаж завтра.
Эксперты убеждены: сравнительно низкий уровень автомобилизации населения способен вывести отечественный авторынок из кризиса. Для сравнения: в России на тысячу человек приходится порядка 300 машин, тогда как в странах Европы - 450, в США - около 700.