25.11.2015 21:03
    Поделиться

    В Зауралье приватизируют прибыльные дорожные предприятия

    В Зауралье готовят к приватизации прибыльные дорожно-строительные предприятия

    Власти Курганской области собираются выставить на торги рентабельные дорожные предприятия. Трудовые коллективы просят остановить продажу госимущества. Отстаивая противоположные позиции, собственник и работники преследуют одну цель - пополнить бюджет.

    По прогнозному плану в 2015 году намечалось приватизировать 24 дорожных акционерных общества со стопроцентным пакетом области. Однако реально под раздачу попали только три, причем самые мощные и успешные - Варгашинское предприятие по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог, Введенское и Далматовское дорожные ремонтно-строительные управления (ДРСУ). Два из них, Варгашинское и Далматовское, даже были выставлены на аукцион. Исходя из стартовых цен, собственник надеялся выручить за них около 500 миллионов рублей. Правда, неделю назад торги отменили, но сама мысль, что рано или поздно их предприятия все равно уйдут с молотка, не дает работникам покоя. Люди волнуются, не понимая: зачем резать курицу, несущую золотые яйца?

    - За последние три года наше предприятие перечислило в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды 124,3 миллиона рублей налогов, в том числе в региональную казну - 13,6, в местный бюджет - 6,4 миллиона рублей, - рассказала лидер профсоюзной организации Введенского ДРСУ "Автодорстрой" Юлия Каштанова. - Продав его в частные руки, область, конечно, получит единоразовую выгоду, но потеряет постоянный источник дохода. К тому же создаст еще один очаг напряжения на селе. Люди боятся, что новый хозяин первым делом сократит штат, они останутся без работы, а само предприятие со временем просто исчезнет, как мы не раз уже наблюдали на примере других производств.

    У коллег и товарищей по несчастью показатели не хуже: Варгашинское ДРСУ в 2012-2014 годах пополнило бюджеты и внебюджетные фонды на 117,1 миллиона рублей, Далматовское перечислило 151,1 миллиона. Все три предприятия загружены работой, люди получают стабильную зарплату, имеют социальные гарантии.

    Правда, в последние годы наметилась такая тревожная для местных дорожников тенденция: крупные торги на капремонт и обслуживание автотрасс выигрывают иногородние фирмы. Например, минувшим летом был проведен открытый конкурс на капитальный ремонт федеральной трассы Челябинск-Курган-Омск-Новосибирск. Условия его были таковы, что ни одно предприятие из Курганской области не смогло принять в нем участие.

    В итоге поступила единственная заявка от новосибирской компании, которая и выиграла, получив федеральный контракт на 340 миллионов рублей. Победитель тут же передал выполнение работ на субподряд нескольким челябинским предприятиям.

    - Конечно, нашим предприятиям трудно выиграть федеральные аукционы, где требуется наличие опыта выполнения контрактов такого уровня, - поясняет Юлия Каштанова. - Я думаю, нужно менять условия конкурсов, иначе рынок может быть просто монополизирован.

    По сведениям дорожников, в 2016-2017 годах на федеральных трассах в границах Курганской области ожидаются крупные капремонты. Их стоимость предварительно оценивается в 9 миллиардов рублей. Уже понятно, что конкурсы снова попытаются выиграть богатые "варяги", а местным предприятиям в лучшем случае уготована участь субподрядчиков.

    - Мы уже имеем опыт в этом плане, - рассказал заведующий ремонтной мастерской Варгашинского ДРСП Иван Константинов. - В прошлом году конкурс на обслуживание федеральной трассы выиграла челябинская фирма, которая даже не собиралась сама работать, а сразу предложила нам субподряд. Но мы-то и сами можем работать не хуже, и привлекать субподрядчиков.

    Так, по словам Константинова, по контракту на обслуживании компании до 2018 года находятся 200 километров федеральной трассы. А на субподряде работают Лебяжьевское, Макушинское и Петуховское дорожные предприятия. По сути, варгашинцы обеспечивают работой и себя, и соседей, которые в силу слабости материальной базы сами не смогут выиграть крупные торги. Захочет ли иметь с ними дело новый собственник, еще вопрос.

    Кстати, из 35 дорожных предприятий Курганской области пока продано только одно - Шумихинское ДРСУ-2. Его купила челябинская компания. По словам председателя территориальной организации профсоюзов работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства РФ Анатолия Самарина, как только собственник сменился, профсоюз в ДРСУ прекратил работу.

    - Если раньше мы знали, какая у людей зарплата, как и где они отдыхают, сколько детей оздоровлено, то сейчас никакой обратной связи, - сетует Самарин.

    По мнению главы Шумихинского района Владимира Букарева, неважно, кто хозяин, главное, чтобы работа шла.

    - Как-то я ездил Челябинск, как раз выпал большой снег. В Курганской области на дорогах я не увидел в это время ни одного рабочего, а в Челябинской трасса уже была почищена, - рассказал глава корреспонденту "РГ". - Все зависит от руководителя и организации работы.

    Вместе с тем Владимир Букарев признался, что особых перемен к лучшему после смены собственника в ДРСУ-2 он не заметил.

    - Я бы хотел видеть на дорогах новую современную технику. Важно, чтобы у людей была работа, а для этого нужно выигрывать аукционы и не вылезать с электронных площадок, - уверен он.

    Между тем областные власти считают, что дорожники напрасно подняли панику.

    - В регионе приватизированы все лесхозы и при этом ничего не сгорело, не погибло, все предприятия работают, на некоторых даже рост зарплаты намечается, - привел пример директор регионального департамента имущественных и земельных отношений Эдуард Гусев.

    По словам чиновников, приватизацию можно отсрочить, но отменить все равно нельзя. Во-первых, закон требует, чтобы у государства в собственности находилось только то имущество, которое служит для обеспечения полномочий органов власти, и понуждает избавляться от непрофильных активов. Во-вторых, без этой статьи невозможно принять областной бюджет. По данным регионального финуправления, министерство финансов России выдвинуло региону условие - сократить в 2016 году расходы на миллиард рублей (по прогнозам, дефицит областного бюджета ожидается в пределах трех миллиардов). По прогнозу, доходы от приватизации в следующем году составят 5,6 миллиарда. При этом чиновники предполагают, что все до последнего лота продать не получится, но будет реализовано достаточно, чтобы сбалансировать и принять бюджет.

    мнения

    Николай Косюк, президент НП "Кургандортранс":

    - Конечно, закон не объедешь и не обойдешь. Правда, настораживает, что продают самые успешные, самодостаточные предприятия. Я бы предложил властям продать 49 процентов акций коллективам, чтобы работники почувствовали уверенность в будущем, развивались. Область от этого только выиграет. Ситуация в целом в дорожной отрасли региона очень серьезная и помимо приватизации. Мелкие предприятия едва сводят концы с концами, у них нет оборотных средств, практически отсутствует прибыль, не на что купить технику.

    В ряде регионов для поддержки отрасли используют дорожный фонд. Мы тоже в свое время предлагали правительству Зауралья выделить средства из фонда и купить каждому из 20 самых слабых предприятий уборочную технику, допустим, на 5 миллионов рублей. Потратили бы 100 миллионов, зато дороги зимой были бы в проезжем состоянии, да и безопасность дорожного движения повысилась бы. Но предложение не прошло. Результат: люди из глубинки в райцентр выехать не могут, чистить дороги нечем и некому. Как вариант, можно пойти по пути укрупнения ДРСП, оставив шесть базовых, остальные сделать филиалами. При этом сократится управленческий аппарат.

    Александр Столбов, генеральный директор Далматовского ДРСУ:

    - Как руководитель, отдавший предприятию более 30 лет, я, наверное, должен относиться к его приватизации отрицательно. Однако у меня смена собственника не вызывает негативных эмоций. Во-первых, есть закон и его надо исполнять. Во-вторых, когда предприятие окажется в частных руках и у него будет конкретный хозяин, возможно, оно заработает гораздо эффективнее, чем сейчас. Нам, например, трудно выиграть крупный конкурс с объемом работы на 300, 500 миллионов рублей и более в силу особых критериев отбора участников. А новый собственник, может, так развернется, что ему удастся преодолеть этот барьер.

    Конечно, всех пугает неизвестность: кто придет, как себя поведет? Как говорится, у страха глаза велики. Но, если хорошо подумать, новый владелец, я надеюсь, не за тем придет, чтобы разогнать коллектив и распродать технику. Ему тоже нужны квалифицированные работники. Тем, кто хорошо работает, нечего опасаться.

    Поделиться