Однако еженедельная передача за один год может рассказать только о 52 ребятах, поэтому в 2006 году была создана информационно-поисковая система для усыновителей "Видеопаспорт" (www.videopasport.ru). За годы работы проекта было создано уже 3 500 видеопаспортов для детей, оставшихся без попечения родителей, многие из них уже устроены в семьи. "Российская газета" встретилась с Тимуром и Еленой Кизяковыми, которые уже почти 10 лет помогают сиротам обрести новых родителей.
Лена, Тимур, почему вдруг вы решили заниматься этой темой?
Елена Кизякова: Мы - счастливые родители, и у нас трое своих детей, которые растут в любви, заботе и радости, и хотелось помочь тем, кто лишен семьи. В наших руках был мощный информационный ресурс, который мы и направили в помощь таким детям. На самом деле я, наверное, всерьез задумалась о новом проекте, когда выходила со своими детьми гулять на детскую площадку. Было так здорово наблюдать, как вокруг своих малышей суетятся мамы и старшие дети. И сознание того, что на свете существуют другие детские площадки, где нет пап и мам, где детки гуляют за заборчиком, долго меня не покидало. И пока я была в декретном отпуске, вынашивала идею создать большую программу на эту тему.
Работая в "Новостях", я уже делала репортажи из детских домов. На тот момент, когда я впервые столкнулась с этой темой, была ужасающая официальная статистика - 800 тысяч детей-сирот в России. И тогда я поняла, что нужно пытаться помочь конкретному ребенку. Причем раньше сиротскую тему подавали, возбуждая прежде всего чувство жалости, когда несчастные дети глядели на нас сквозь решетки металлических кроваток. Я же уверена, что жалость не должна быть главным чувством при принятии решения взять ребенка в свою семью. Главное - это желание сделать счастливым ребенка и себя с этим ребенком.
Тимур Кизяков: За последние годы в нашей стране значительно сократилось количество детей, живущих в детских домах и домах ребенка. Сейчас наша задача - помочь найти семьи детям, которых официально называют "трудноустраиваемыми". Это ребята старше 7 лет, братья и сестры, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Не секрет, что сегодня некоторые спекулируют на теме сиротства, на просторах Интернета можно найти множество клонов передач о судьбе брошенных детей. На мой взгляд, в такой остро социальной теме крайне важно, чтобы этим занимались профессионалы…
ЕК: Вы очень верно сказали, действительно, этим должны заниматься исключительно профессионалы. Ведь это огромная проблема федерального масштаба, которая должна решаться на государственном уровне. Но к государству подключается и социально ответственный бизнес. Около трети всех видеопаспортов было созданы на деньги частных компаний (например 230 видеопаспортов финансировала компания "Ферреро Руссия").
Видеопаспорт - это, безусловно, затратный проект. Почему, на ваш взгляд, проект поддержали местные власти пока только 32 регионов?
ТК: На мой взгляд, истинная причина только в самих чиновниках. Вы знаете о том, что на содержание одного ребенка в детском доме государство ежегодно тратит от 500 тыс. до 1 млн рублей? А сколько еще ресурсов требуется, чтобы адаптировать выпускника детдома или интерната к обычной жизни в социуме? Этим детям без опыта семейной жизни очень трудно построить свое семейное счастье.
Мы в свою очередь всеми возможными способами доказали рентабельность видеопаспортов с учетом трудозатрат, которые должны быть вложены в них. Чем добросовестнее, тщательнее, индивидуальнее сделан видеопаспорт на каждого ребенка, тем больше у него появляется шансов обрести семью.
От отснятого нашей командой видео напрямую зависит судьба ребенка. Не представляете, сколько нужно приложить сил, чтобы этот маленький человечек раскрылся нам, стал доверять. И мы смогли его показать, какой он замечательный и нуждающийся в семейном счастье.