Неудивительно, что новое правительство Приангарья обозначило преобразование ЛПК в числе приоритетов. Надо признать, что на этом пути область уже столкнулась целым рядом вызовов. И, прежде всего, с системностью теневой экономики в лесной отрасли. Это не разрозненные группы "черных лесорубов", а целый бизнес с разветвленными коррупционными связями, финансовыми потоками, обкатанными схемами заготовки и легализации древесины. В то же время ведомства, отвечающие за порядок в лесах, часто не могут скоординировать свою деятельность, ограничены регламентами и бюрократическими процедурами.
Проблему усугубляет сложившаяся в области правоприменительная практика. Так, суды не склонны давать реальные сроки нарушающим лесное законодательство, даже если речь, по мнению правоохранительных органов, идет о тяжких преступлениях - с причинением особо крупного ущерба, по сговору и т. п. Наконец осложняют задачу существующие лакуны в законодательстве: от невозможности конфисковать арендованную технику и автотранспорт (а он почти всегда в аренде) до отсутствия дифференциации таможенных пошлин на продукцию лесопиления. В результате последнего большая часть экспортируемых из Иркутской области пиломатериалов - это грубо обработанные бревна, "видимость", создаваемая для ухода от заградительных пошлин.
Таким образом, доход бюджета Иркутской области от ЛПК составляет около полумиллиарда рублей, а убытки от незаконных рубок, по данным регионального агентства лесного хозяйства, выросли с 1,2 миллиарда рублей в 2012 году до 2,12 миллиарда за девять месяцев 2015-го.
Чтобы переломить ситуацию, необходим комплексный подход, который бы охватывал и экологические, и экономические, и кадровые, и правовые аспекты - от взаимодействия с федеральным законодателем до кропотливой работы по формированию судебной практики на местах. Необходима координация различных ведомств - правоохранительных, органов юстиции, в том числе и служб собственной безопасности данных структур, - чтобы сломать отлаженную систему хищения леса. В равной степени от властей требуется стратегическое видение перспектив развития деревопереработки, поскольку уже сегодня перед бизнесом встали две проблемы: нехватка сырьевой базы и сложности с утилизацией отходов лесопиления, доля которых достигает пятидесяти процентов от объемов заготовленного леса.
В правительстве Приангарья признают, что основные полномочия по регулированию лесной сферы - у федерального центра. Но все же ряд вопросов в области контроля пунктов отгрузки древесины, порядка отчуждения земель, создания особо охраняемых территорий - в компетенции субъекта федерации и муниципалитетов. Одним из способов эффективной реализации полномочий может стать возвращение в структуру правительства министерства лесного комплекса.
Кроме того, никто не отнимал у регионов права законодательной инициативы. Так, со стороны главы Иркутской области уже прозвучало предложение - инициировать поправки в действующее лесное законодательство.
- Необходимо распространить понятие "незаконной заготовки" на участников незаконного оборота древесины, осуществляющих деятельность вне земель лесного фонда. И ввести дифференцированные таможенные пошлины в зависимости от степени обработки древесины, - заявил Сергей Левченко на заседании координационного совета под руководством полпреда в СФО Николая Рогожкина. - А также пересмотреть подход к установлению экспортной квоты: предоставлять ее исключительно лесоэкспортерам, имеющим в аренде участки лесного фонда. С целью усиления позиций лесного надзора необходимо разработать федеральную государственную программу, направленную на улучшение материально-технического оснащения лесного надзора.
Сергей Левченко, губернатор Иркутской области:
- Нам необходимо диверсифицировать экономику области, которая сегодня очень зависит от нефтегазо-добывающей отрасли. Одно из направлений - повышение налоговой отдачи от лесного комплекса, прежде всего, за счет сокращения теневой деятельности и углубления переработки древесины. Кроме того, эффективность лесной отрасли невозможно увеличить без решения вопроса подготовки кадров.