Решимость Запада стать "хранителем" прежней, выгодной исключительно ему системы международных отношений, которые, по мнению Лаврова, в Европе "хотят сделать незыблемыми", своего рода "натоцентричность", не гарантирует безопасность Старому свету. Из такого подхода ничего не выйдет, считает глава МИД России. Что предлагает Москва взамен? Ответ Лаврова - сложение усилий ведущих государств, которое приводит к осязаемым, выгодным всем результатам. За примерами ходить далеко не надо: договоренности по иранской ядерной программе, ликвидация запасов химического оружия на территории Сирии были достигнуты в результате кооперации ведущих мировых держав. Следует отбросить тезис о чей-либо исключительности, недвусмысленно "подколол" российский министр своего американского коллегу Джона Керри, предложив "работать в команде". Таков рецепт успеха в разрешении международных кризисов, который дал участникам мюнхенской конференции Лавров.
Кратко остановился он и на выпадах в адрес России, сделанных ранее президентом Украины Петром Порошенко. Глава МИД РФ напомнил об ответственности Киева за выполнение его части минских соглашений. Точнее за их безответственное игнорирование украинской стороной, которая подменяет демагогией реальные практические шаги по внутриукраинскому урегулированию.
Причину многих международных провалов в разрешении кризисов Лавров видит в том, что даже достигнутые путем компромиссов соглашения не выполняются, так как одна из сторон пытается задним числом переписать их. А при невозможности это сделать - уклониться от взятых на себя обязательств, пользуясь "модой на русофобию" в отдельных европейских столицах.
Несмотря на беспрецедентную террористическую угрозу, обеспечить создание единого антитеррористического фронта не удалось, признал российский министр: "старые инстинкты живучи". Однако без взаимодействия, такого, например, которое сегодня требуется в Сирии между военными России и США, ничего выполнить не удастся. А это взаимодействие тот же Пентагон вновь ставит под вопрос, несмотря на уже, казалось бы, достигнутые в Мюнхене договоренности в рамках Международного комитета по Сирии. "Если американцы будут отыгрывать соглашения о более тесном сотрудничестве между военными России и США в Сирии назад, они берут на себя колоссальную ответственность", - заявил российский министр.
Без создания широкого антитеррористического фронта "мы продолжим плыть по течению к водопаду", продолжил свою мысль Лавров, вернув собравшихся к началу своего выступления. К той его части, где он, как и многие высокопоставленные участники мюнхенской конференции, утверждал: с каждым годом ситуация в сфере европейской безопасности выглядит все более неудовлетворительной.
Изучить возможность возобновления работы Совета Россия-НАТО (СРН) на уровне послов условились на полях Мюнхенской конференции по безопасности глава МИД России Сергей Лавров и генсек альянса Йенс Столтенберг. Как подтвердил генсек НАТО в своем выступлении на конференции, была достигнута договоренность "изучить возможность созыва заседания Совета Россия-НАТО". Столтенберг также отметил, что важно сохранить эту площадку для эффективного политического диалога с Россией на разных уровнях. Тем временем в МИД России заявили, что заседание СРН состоится в том случае, если удастся согласовать повестку возможной встречи. Как сообщил информагентству РИА Новости замглавы МИД России Алексей Мешков, работа над этим уже ведется, "в том числе на уровне нашего постоянного представителя в НАТО". Стоит также отметить, что в последние месяцы генсек НАТО уже не раз заявлял о необходимости возобновить взаимодействие с Россией. При этом в Москве напоминали, что Россия никогда не отказывалась от работы в формате совета.
Напомним, что учрежденный в 2002 году Совет Россия-НАТО стал основным форматом сотрудничества между странами-членами альянса и Россией. Встречи совета на уровне министров иностранных дел и министров обороны проводились два раза в год, помимо этого постоянно велась работа более 20 рабочих групп и профильных комитетов. Формат СРН позволил наладить прагматичное сотрудничество в таких сферах, как борьба с терроризмом, кризисное урегулирование, контроль над вооружениями, использование воздушного пространства и других. Однако 1 апреля 2014 года главы МИД стран НАТО приняли решение приостановить военное сотрудничество с Россией из-за ситуации на Украине.
Подготовила Анна Федякина