03.03.2016 16:24
    Поделиться

    Слабоумие и отвага

    "Тряпичный союз": каннибализм, либертарианство и пугающая пустота

    После просмотра "Тряпичного союза", прогремевшего сначала на "Берлинале", а затем получившего специальную награду и личную похвалу от Сергея Соловьева на "Духе огня", не возникает никаких сомнений в том, что дебютная картина молодого режиссера Михаила Местецкого получит массу восторженных отзывов у критиков и зрителей. Оригинальная комедия действительно снята задорно, с использованием новомодных режиссерских "фишек", к тому же посвящена выигрышной теме молодежного бунтарства. Однако за внешним лоском, искрящимся остроумием и "альтернативным" душком, на самом деле выделяющими новую ленту на общем фоне, скрывается пугающая пустота, которую опасно упускать из виду.

    Юный социофоб с букетом комплексов примыкает к компании молодых людей, которые на первый взгляд кажутся обычными гопниками. И первое время это впечатление полностью подтверждается - знакомство начинается с типичного "развода" незадачливого "лоха" на чебуреки и газировку. Однако еще раньше, в момент, когда три парня весело скачут по кладбищу, опрокидывая венки и с упоением топчась по могилам, а за этим всем завороженно и с восхищением наблюдает их будущий соратник, мысленно сопровождая это вагнеровским "Полетом валькирий", становится ясно, что перед нами отнюдь не антигерои. Просто их стремление к самореализации выражается вот таким вот причудливым образом.

    Чтобы выйти за пределы мещанского мировосприятия, экстравагантная троица, любящая провоцировать презренных обывателей малоадекватным и крайне назойливым поведением в общественном транспорте, строит планы по подрыву некрасивых памятников, бахвалисто провозглашая, что планету спасут "искусство и вандализм".

    Заметим, что "Тряпичный союз", как они себя называют, идеологически нейтрален - до такой степени, что на постепенно становящегося "своим" неудачника возлагается миссия наконец сформулировать задачи квазиорганизации. При этом остальные ее члены имеют поверхностные, но, разумеется, самые радикальные политические предпочтения. Один считает себя "леваком" и выражает это в бесконечном бормотании о пенсиях, второй легкомысленно объявляет себя приверженцем "каннибализма и либертарианства", а неуравновешенный социопатичный главарь содружества что-то когда-то слышал о стоицизме и христианской аскезе, к которым и пытается приучить своих младших товарищей.

    Таким образом, "борьба за свободу" оказывается самоцелью, и весьма смутное представление о том, от чего нужно освобождаться, полностью нейтрализует стремление размышлять о природе свободы как таковой. Если юношеский максимализм, за который восторженная публика умильно и хвалит фильм, симпатичен как раз своим угловатым поиском истины, то здесь агрессивное дуракаваляние заменяет собой любые искания. Если в летовском "Я всегда буду против" был честный надрыв, то здесь есть только гоготание без причины.

    Герои все же приходят к мысли о необходимости наделить свое позерское мельтешение хоть каким-то содержанием и решают добиваться - ни больше ни меньше - воскресения мертвых. Едва ли искренний мечтатель-космист Николай Федоров, чьим черепом, по легенде, в юности играл в футбол Александр Проханов, прежде получал в свой адрес настолько вопиющую насмешку.

    И хотя слепленный персонажами корявый симулякр "мистическим" образом получает косвенное, но авторитетное оправдание собственному существованию, а картина обретает оптимистичную до несуразности концовку, эта хвалебная песнь деятельности всякого рода "арт-групп" так и не объясняет, почему молодые люди, радикализирующиеся исключительно для того, чтобы как-то занять свои не слишком обремененные эрудицией и рефлексией головы, должны вызывать у зрителя симпатию, а у "серых посредственностей" - зависть.

    Сопровождающая финальные титры песня белорусского любителя украинских националистов, парадоксальным образом позиционирующего себя как ревнителя левых идей, окончательно расставляет все по местам. Слова "Безумству храбрых поем мы песню" должны уступить место более емкой формуле "слабоумие и отвага" - и вот ты уже "философ и качок". А "стоит только захотеть", можно - нет, не звезды, конечно, с неба собрать, - но покосившуюся избу голыми руками повалить или, скажем, гениталии к брусчатке прибить - запросто.

    Подписывайтесь на наш канал в Telegram telegram.me/cinemacracy

    2
    Поделиться