Подобные мероприятия проходят более чем в 120 странах мира. В 2015-м в России в них приняли участие более 25 тысяч человек в 17 регионах. В этом году минфин, инициировавший Неделю в рамках проекта "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ", ожидает более масштабного участия.
По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), 75% подростков от 14 до 17 лет имеют собственные деньги, а более 80% пользуются терминалами, банкоматами, картами и электронными кошельками. Дети должны знать о рисках, сопряженных с финансовыми инструментами, заявили "РГ" в минфине.
Регионы подошли к решению задачи творчески. В 2015 году волгоградцы придумали игру "Финансовый биатлон", а в Саратове студенты сыграли театральные постановки по финграмотности, сообщили в Департаменте международных финансовых отношений минфина РФ. В этом году министерство получило почти 6 тысяч заявок от учебных заведений на проведение мероприятий.
Во время Недели школы и вузы получают возможность бесплатно провести занятия по финграмотности под руководством тьюторов (наставников), подготовленных в рамках проекта минфина. В мероприятиях принимают участие банкиры и финансисты, которые придут в школы, откроют двери своих организаций, покажут ребятам, как работают банки и страховщики. Партнерство с финансистами будет и дальше продолжаться при условии отсутствия рекламы.
Родителей тоже привлекут к семинарам. Исследования показывают, что уровень финграмотности подростков напрямую зависит от степени их вовлеченности в ведение семейного бюджета. Но эти вопросы с детьми регулярно обсуждает лишь треть родителей, и только 16%, по опросам НАФИ, активно привлекают детей к планированию бюджета.
"Возможность самостоятельно распоряжаться деньгами способна воспитать в ребенке благородство, чувство солидарности, - говорят в минфине. - Например, был случай, когда старшеклассники одной школы сами отказались от празднования выпускного, от покупки платьев и костюмов, чтобы пожертвовать эти деньги на операцию для своей одноклассницы".
В 2012 году впервые в мире прошло международное исследование уровня финграмотности 15-летних учащихся PISA, в котором Россия заняла 10-е место среди 18 стран, расположившись в середине рейтинга между США и Францией. Неплохой результат, считают в минфине, но России здесь есть к чему стремиться. Например, к преодолению разрыва между финансовыми знаниями школьников из крупных и небольших городов. В развитых странах этот показатель не превышает 10%, у нас пока доходит до 30%.
О том, как будет организовано финансовое обучение детей, "РГ" рассказал директор Департамента международных финансовых отношений минфина РФ Андрей Бокарев.
Какие пособия посоветуете подрастающему поколению и педагогам?
Андрей Бокарев: И детям, и педагогам рекомендую пособия, созданные по инициативе минфина для школ, колледжей, детдомов и школ-интернатов. Они прошли тестирование в школах, детсадах и детских домах в пяти регионах.
Комплекты включают материалы и для родителей. Любой желающий может скачать книги на сайте минфина или приобрести в книжном магазине. Доработанные с учетом откликов комплекты будут направлены в регионы к будущему учебному году.
Насколько содержание комплектов разнится в зависимости от возраста учащихся?
Андрей Бокарев: Все материалы разработаны с учетом посильного уровня сложности. С малышами идет разговор о самых простых вещах. С возрастом усложняется уровень задач, он должен быть также привязан и к другим предметам, например, банковский процент должен изучаться, когда школьники уже изучают проценты на математике.
Материалы разработаны также для студентов учреждений среднего профессионального образования и учащихся школ-интернатов. Для 10-11-х классов материалы распределены по профилям: для экономического, юридического, математического профиля и базового уровня.
Для лучшей адаптации воспитанников детских домов разработан отдельный курс, ведь многие из них вообще не видят денег до выхода во взрослую жизнь. Особенность курса в том, что он призван оградить молодых людей от сомнительных сделок, научить их жить по средствам.
Специализированный курс финграмотности адресован и детям с ограниченными возможностями по зрению и слуху. Здесь учитывались особенности подачи информации для таких детей, применялись техсредства, облегчающие усвоение материала.
Достаточно ли сегодня в стране учителей для преподавания финграмотности?
Андрей Бокарев: В сотрудничестве с ведущими вузами страны (НИУ "Высшая школа экономики", Экономический факультет МГУ, Финансовый университет при Правительстве РФ и РАНХиГС) создается сеть методических центров для обмена опытом профессионалов в области финграмотности. Их откроют в 2016 году в 17 регионах. Рассчитываем, что в 2016-2017 годах в наших центрах повысят квалификацию 15 тысяч педагогов среднего профессионального и общего образования, 500 преподавателей вузов, пройдут подготовку 120 методистов. Также будет подготовлено 3,5 тысячи консультантов.
К слову о взрослых: для них есть качественные интернет-ресурсы по финграмотности?
Андрей Бокарев: В октябре 2015 года минфин запустил сайт вашифинансы.рф. На ресурсе есть тест по финграмотности. Также на нем можно получить консультацию специалиста по любым вопросам, связанным с личными финансами.
Летом 2016 года в рамках проекта будет запущен крупнейший интернет-портал по финграмотности, в процессе его разработки и создания учитывался мировой опыт. Это будет общенациональный ресурс с интерактивными инструментами, специально разработанными материалами, а также разнообразными возможностями получения знаний по финансам для широкой аудитории.