13.04.2016 18:51
    Поделиться

    На ITForum 2020 дали советы, как защититься от кибермошенничества

    В рамках IX Международного ITForum 2020/ИТ-Джем в выездной редакции "Российской газеты" состоялся круглый стол на тему "Кибермошенничество: методы борьбы с явлением".

    О том, насколько актуальна сегодня тема кибермошенничества, говорит факт, озвученный коммерческим директором макрорегиона "Волга" TELE 2 Алексеем Сидоровым - сегодня они ежедневно отлавливают и блокируют около 300 телефонных номеров, распространяющих подозрительные сообщения. Мошенники постоянно заводят новые sim-карты, чтобы миновать системы безопасности. Показатель таких номеров - когда с них одновременно отправляется несколько сообщений одинакового содержания. Просят пополнить счет на телефоне или помочь в сложной ситуации.

    Множество случаев связано с операциями с банковскими счетами. Как рассказал Алексей Сидоров, подобный случай был даже в его личной практике, когда с его счета неожиданно ушла в неизвестном направлении приличная сумма. Но хорошо сработали правоохранительные органы: мошенников нашли, а деньги вернули. Многим другим везет меньше.

    Появляются все новые технологии, когда человек даже не подозревает, что с его банковского счета уходят деньги. Делается это с помощью вредоносного программного обеспечения (ПО). Стоит человеку неосмотрительно пройти по какой-то ссылке со своего телефона, как вирус получает доступ к мобильному банку. Сегодня особенно популярными у мошенников становятся различные мессенджеры, которые сотовые операторы пока не могут полноценно контролировать.

    Особенно много подозрительных сообщений приходит из мест лишения свободы. По словам первого заместителя начальника ГУ ФСИН по Нижегородской области Сергея Павленко, пока пенитенциарная система отстает от технического прогресса, плодами которого с успехом пользуются находящиеся за решеткой.

    - У нас связаны руки из-за несовершенства законодательства, - говорит он. - Ежедневно в колониях обнаруживаются сотовые телефоны, при изъятии которых нет возможности уничтожения данных средств связи либо обращения в доход государства с последующей реализацией. Сотрудники обязаны положить их на лицевой счет осужденному как материальную ценность и обеспечить их сохранность.

    Большая часть сотовых телефонов попадает в колонии простейшим методом - путем переброса через основное заграждение. К исправительному учреждению подъезжает машина, на территорию забрасывается сверток, и через пять секунд машины нет. Отследить и догнать ее практически невозможно. Но даже если это и удастся, наказание за пронос в ИК сотового телефона недостаточно сурово для профилактики данного вида правонарушения. Штраф до пяти тысяч рублей - несравнимо мал на фоне выгоды, получаемой курьерами. Поэтому сейчас в Госдуме разрабатывается законопроект, который предполагает наказание за это вплоть до уголовного.

    Закономерно возникает вопрос - почему нельзя с помощью глушилок заблокировать доступ заключенных к сотовой связи? Тогда и телефоны были бы бесполезной игрушкой. Но, как рассказал начальник нижегородского филиала ФКУ "Главный центр инженерно-технического обеспечения и связи ФСИН" Алексей Семенов, такие попытки были, но тут же натыкались на протест со стороны операторов сотовой связи, поскольку, по их мнению, в этом случае страдает окрестное население - благодаря глушилкам сигнал пропадает в радиусе 200 метров от колонии. Хотя ни одной жалобы от населения, уверяют в ГУ ФСИН, не поступало.

    Кроме того, как выяснилось, на новейшие модели смартфонов глушилки не действуют, как и на старые простенькие телефоны с повышенной мощностью. Дошло до того, что мобильные устройства сами заключенные стали использовать при безналичных расчетах между собой в колонии. Кроме того, в местах заключения сейчас находится немало интеллектуалов, которые на свободе специализировались на кибермошенничествах и получили за это срок. Попадая за решетку, они не только совершенствуются в "ремесле", но и обучают этому других заключенных.

    По словам замначальника отдела "К" ГУ МВД по Нижегородской области Александра Сухова, большинство находящихся в местах лишения свободы использует простейшие методы кибермошенничества - рассылки SMS с просьбой выслать деньги. Но есть и те, кто покупает вредоносное ПО и использует его для махинаций с банковскими счетами.

    Как рассказала начальник отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора по Нижегородской области Нина Цветкова, сегодня девять процентов жалоб потребителей связаны с кибермошенничеством в той или иной форме. Начиная с того же несанкционированного снятия денег с банковских счетов и заканчивая интернет-торговлей.

    - Просто поражает безответственность людей, - говорит она. - Они отправляют порой немалые суммы на подозрительные сайты, покупаясь на заведомо нереально низкие цены, а на следующий день оказывается, что сайт не работает, а указанный номер телефона молчит. Новая тенденция, когда люди покупают товары даже не на сайтах, а у частных лиц через соцсети. Многие, например, могут отправить большие деньги за машину, которую никогда не видели в глаза.

    Что же касается банков, то ситуации могут быть самые разные. Иногда действительно можно говорить о несовершенной защите, из-за чего пострадал клиент. Но чаще всего человек виноват сам, сообщая мошенникам PIN-код или другие важные данные банковской карты.

    Эксперт по информационной безопасности "МФИ Софт" Александр Суханов предложил два простейших, но эффективных средства защиты от кибермошенников. Затереть СVV-код на обратной стороне банковской карты (три цифры). И, наоборот, крупно написать на карте ложный PIN-код. В первом случае карта будет заблокирована при безналичном расчете, а во втором и при наличном. Естественно, перед этим оба кода надо запомнить. Ну и не переходить по подозрительным ссылкам, засылающим шпионские вирусы на мобильное устройство.

    Поделиться