В Нижегородской области программистов начнут готовить со школы

Специалисты в IT сегодня крайне востребованы на рынке, зарплаты в отрасли в разы выше средней по стране, однако даже несмотря на это найти среди школьников тех, кого можно заинтересовать программированием, крайне сложно. Почему так происходит и как можно исправить ситуацию обсудили участники круглого стола в выездной редакции "РГ", работающей на IX Международном ITForum 2020 на Нижегородской ярмарке.

Как рассказала замдиректора Нижегородского института информационных технологий (НИИТ) Ольга Андреева, когда в поисках юных талантов они объезжают школы и лицеи и рассказывают о профессии программиста, каждый раз сталкиваются с проблемой - "огня в глазах нет". Программирование в школе интересно единицам. Несмотря на то, что в школьной программе есть информатика, с программированием она практически не связана. Мало того, когда в одном из выпускных классов ученикам предложили задание по программированию, оно оказалось не под силу никому.

Существует множество мнений, почему так получается, но участники круглого стола сошлись в одном: детей нужно заинтересовать с помощью других "ответвлений" в сфере IT, которые были бы наглядны. Например, как рассказала преподаватель Нижегородского лицея № 8, дети с большим интересом занимаются мультимедийными проектами. Это компьютерная графика, работа в собственной видеостудии, дизайн сайта. Но что касается школьного курса, дело ограничивается базовыми уроками пользования компьютером, изучением офисных и других прикладных программ.

По словам учителя школы № 35 Веры Мельниковой, после того, как уроки информатики  сократили с двух до одного часа в неделю, курс "съежился" до минимума. И если говорить о программировании с большой буквы, то заниматься сегодня этим в школе можно только факультативно, помимо основной программы, что сейчас и происходит. Но круг желающих все равно остается крайне узким.

Как говорят учителя, подводить к теме детей нужно как можно раньше, даже начиная с шести лет, но делать это в интересной игровой форме. Сегодня в качестве таковой выступает робототехника. Конечно, это не программирование в чистом виде, но дает понимание алгоритма, "как это работает". Когда ребенок своими руками, пусть даже из набора, собирает робота, задает ему цепочку команд с помощью специальных программ, адаптированных для детей, и робот начинает двигаться, совершать какие-то действия, на ребенка это производит огромный эффект, и в глазах появляется тот самый огонек.

Но как сделать, чтобы он не погас в дальнейшем? Единого рецепта здесь нет. Как рассказал учитель лицея № 40 Александр Курашкин, у них процент будущих программистов выше среднего, и это не случайность. Отбор детей идет еще на стадии собеседования. Но, как отметила Вера Мельникова, если информатикой перегрузить обычных детей в обычной школе, как та, где она работает, вряд ли им от этого будет хорошо. По мнению учителя информатики лицея № 8 Анны Кучеренко, в обычной школе задача другая - научить культуре работы с информацией.

Наталья Бородина, учитель школы № 30, в свою очередь заметила: если детей вовремя начать знакомить с информатикой, уже к 7 классу будет видно, кто из них "заточен" на программирование. Но для этого их опять же надо заинтересовать. Например, с помощью видеоурока "Час кода", о котором положительно отозвались все участники круглого стола. Но проблема в том, что "Часом кода" все и заканчивается. Чтобы интерес к программированию не пропадал в дальнейшем, нужна популяризация профессии.

Ее поддержал директор интернет-агентства Burbon.ru Евгений Молев. Они уже обратились к IT-компаниям с таким предложением. Кроме того, популяризовать профессию можно через школьные мультимедиа, школьные сайты и другие ресурсы.

Депутат законодательного собрания Нижегородской области Андрей Тарасов предложил пойти дальше. Он прорабатывает вопрос об организации этим летом в одном из лагерей отдыха смены программистов. Судя по реакции, такое предложение понравилось большинству участников круглого стола. А то, что желающие найдутся, сомнений нет.