Куда исчезли деньги из бюджета Воронежа
Это, конечно, очень грубый подсчет. Аудиторы проверили расходы учреждений и предприятий города, так или иначе кормящихся из бюджета, на сумму почти 11,84 миллиарда рублей. Недоделки, недоимки, недостатки и прочие неприятные казусы были оценены в 2,89 миллиарда. Примерно треть - чисто финансовые нарушения (в общем объеме расходов они составляют восемь процентов), остальное относится к сфере управления имуществом. К чести КСП и местной власти, львиную долю "заблудившихся" денег в прошлом году удалось вернуть - в виде платежей или работ.
Муниципальные структуры зачастую действовали вразрез с бюджетным и налоговым законодательством, совершали бухгалтерские ляпы, неудачно тратили деньги и упускали шанс повысить доходы казны. Особо отличились ключевые предприятия - горэлектросеть, теплосеть, "Воронежпассажиртранс" - и вышедший на финишную прямую банкротства водоканал.
Объем финансовых просчетов, обнаруженных КСП, превысил миллиард рублей. Из них больше половины - как раз неэффективные расходы. Например, в 2014-2015 годах город "на глазок" выделил 147 миллионов профессиональным командам - хоккейному "Бурану", футбольному "Факелу", баскетбольному клубу "Воронеж-Скиф" и волейбольному "Губернский". Играли они в разной степени успешно, но поддержку получали не за это. И не для этого. Цели финансирования мэрия не определяла. За последние пять лет Воронеж потратил на свои команды сумму, сопоставимую с годовым бюджетом 25 детских спортшкол. Причем чиновники не следили за использованием средств и даже не входили в какие-либо советы клубов, чтобы влиять на их жизнь. В результате команды часто нарушали закон, постоянно привлекали займы и, за неимением доходов, накопили солидную "кредиторку". "Факел" отлучили от городской казны в 2014-м, и команда нашла спонсора. С 2016 года прекращены субсидии и остальным клубам - в том числе региональные.
Порядка 30 миллионов рублей Воронеж "спустил", привлекая коммунальную технику через организации, у которых ее не было. Еще 60 с лишним миллионов ушло на разработку "невостребованной, морально устаревшей проектно-сметной документации" для социальных объектов. Так, школа на Московском проспекте строится с 2006 года. Из-за того, что процесс затянулся, впустую потрачено свыше 8,5 миллиона. Здесь и стоимость первоначального проекта, положенного на полку, и расходы на поправки к нему, экспертизы и проверку смет после возобновления работ, и цена трансформаторной станции с гаражом - их возвели, а потом снесли за ненадобностью.
Не имея средств на ликвидацию "долгостроев", власти выдвигали все новые планы. Из бюджета оплачено, к примеру, проектирование для стадиона "Чайка" (его надеялись реконструировать по федеральной программе к ЧМ-2018), школьного ФОКа, канализационно-насосной станции в микрорайоне Масловка. Есть риск, что эти документы тоже устареют прежде, чем найдутся деньги на реализацию.
Слабым местом чиновников ожидаемо оказались ремонтные работы. Стоимость таких недоделок - на фоне прочих - порой выглядит весьма скромной, но именно они вызывают наибольшее недовольство простых воронежцев. За актами проверок маячат и ямы на только что залатанных дорогах, и якобы засеянный "лысый" газон, и облезлое покрытие школьного стадиона. Скажем, детсады заплатили 11,8 миллиона рублей за невыполненные (или выполненные не так, как просили) работы. Когда КСП это обнаружила, подрядчиков заставили вернуть пять миллионов в виде дополнительных работ. Остальные деньги пытаются взыскать через суд. Отвечавших за технадзор сотрудников управления строительной политики и муниципального ДЕЗа уже уволили.
- В ходе проверок капремонтов отмечен низкий уровень подготовки проектно-сметной документации. Зачастую это происходит потому, что задания на ее изготовление составляют сотрудники школ и детских садов, которые не имеют ни опыта, ни специальных знаний в области строительства. Они же осуществляют технадзор, - говорится в отчете КСП.
По мнению аудиторов, было бы резонно переложить эти функции на "ГорДЕЗ ЖКХ" и "ДЕЗ капитального строительства".
Характерное нарушение - повторный ремонт дорог: сначала делают латки, потом решают поменять все полотно. Власти наступают на эти грабли из-за некачественного планирования. Когда заключаются контракты, схем производства работ еще нет. Их "рисуют" постфактум, причем не всегда сообразуясь с реальностью.
Любопытно, что с исполнителей, которые сорвали сроки, не всегда требуют неустойку. В прошлом году Воронеж мог бы получить 34 миллиона рублей за то, что подрядчики не успели вовремя нанести дорожную разметку. Но заказчик отнесся к этому снисходительно. На бумаге-то условия образцово-жесткие: за каждый день просрочки - один процент от полной стоимости контракта. На деле… суды обычно признают это наказание несоразмерным и сильно смягчают.
Финансовые ошибки городских структур, как правило, не носят криминального характера, подчеркнули в КСП:
- Иногда они вызваны объективными обстоятельствами либо проступками отдельных работников, за которые предусмотрены меры дисциплинарного или административного воздействия. Многие нарушения устранены уже в ходе проверок, другие - позже… Но есть и такие вопросы, для решения которых требуется время и дополнительные материальные ресурсы.
Без них, в частности, Воронеж не создаст эффективной системы видеонаблюдения. Городской центр мониторинга собирает данные с двух сотен камер. Для охраны общественного порядка этого мало. Полиция не раз призывала интегрировать в систему "Безопасный город" средства видеофиксации, установленные коммерческими структурами. КСП предлагает оснастить камерами соцучреждения за счет казны, а дома и объекты ЖКХ - силами жителей и бизнеса.
Отсутствие денег в казне порой приводит к еще большему ее опустошению. Власти не могут построить канализационную станцию в Масловке и вынуждены оплачивать местным жителям услуги ассенизаторов. В функции мэрии это не входит. В микрорайоне есть УК, люди (многие из которых подключились к канализации незаконно) платят ей за вывоз отходов. Но компания ссылается на дефицит средств, выгребные ямы переполняются. Возбуждать против УК уголовное дело правоохранители отказались. Поэтому средства на "спасение утопающих" выделяют из бюджета…
Другая категория нарушений касается распоряжения муниципальным имуществом. Их "цена" к моменту проверки перевалила за 1,88 миллиарда. Здесь проблемы, по свидетельству КСП, копились годами. Яркий пример - ситуация с Чернавским мостом, одним из самых крупных и дорогостоящих объектов городской инфраструктуры. Его реконструкция была завершена семь лет назад. Но лишь в 2015-м - и то после вмешательства ревизоров - мост оформили в муниципальную собственность и официально ввели в эксплуатацию.
Чем чреваты подобные промедления, показывает история детских лагерей на окраине Воронежа. Права на здания и земли под ними не были зарегистрированы, и за сохранностью объектов никто не следил. В итоге на одном участке появились частные постройки, на другом коммерсанты поставили сплошной забор, перекрыв бесплатный доступ к реке. Прежде чем доказывать, что эти сооружения незаконны, мэрии предстоит поставить земли на кадастровый учет и принять в собственность.
Не передают на баланс города и совсем мелкие объекты - новые остановочные павильоны, дорожные знаки и ограждения. Между тем их частенько повреждают в результате ДТП - и у мэрии просто нет правовых оснований искать виновных и взыскивать ущерб.
В 2015 году представления воронежской КСП исполнялись быстрее, чем раньше. Секрет прост - аудиторы стали направлять информацию о нарушениях не только в структуры, которые их допустили, но и "наверх" - тем, кто распоряжается бюджетными средствами. Для пущего контроля. Часть материалов передали правоохранителям - главным образом в прокуратуру и полицию. Итог - девять уголовных дел. В 2014-м их было всего два.