Рынок услуг такси вырос почти в два раза за пять лет
Свою роль сыграл и либеральный подход к регулированию сегмента такси. За счет отсутствия ограничений по количеству выдаваемых разрешений и мер по регулированию тарифов стал возможен рост конкуренции и рыночное формирование цен, а также развитие малых форм предпринимательства. Число юрлиц, оказывающих услуги такси, выросло более чем в 2 раза. Об этом говорится в исследование Аналитического центра при правительстве РФ "Анализ современного состояния сегмента такси на рынке городского пассажирского транспорта в России".
Общее количество выданных разрешений на такси составляет 457 тысяч. Из них более половины принадлежат ИП. При этом в налоговых органах зарегистрировано немногим менее 110 тысяч. Это свидетельствует о том, что реестры выданных разрешений не являются достоверным источником для оценки объемов рынка. "Среднегодовое количество такси в России сегодня составляет почти 338 тысяч легально работающих таксомоторов, генерирующих 441 миллиард рублей выручки и 26,4 миллиарда рублей потенциальных налоговых поступлений в год", - пояснила замруководителя АЦ Светлана Ганеева на экспертном обсуждении "Роль информационных сервисов в развитии таксомоторной отрасли и самозанятости населения в сфере такси".
Сегодня транспортные услуги предоставляют не столько таксопарки, сколько компании-агрегаторы. В отсутствии собственного автопарка они привлекают заказы и распределяют их между водителями в зависимости от их местоположения. Снижение стоимости перевозок увеличивает спрос на эту услугу, приводит к росту рынка и повышает конкурентоспособность легальных такси. Потребители отмечают повышение качества услуг по таким позициям, как удобство и простота процесса заказа, срок ожидания подачи машины и доступность цены.
Средняя выручка таксиста в сутки в Москве и области - 7,3 тысячи рублей, Санкт-Петербурге - 6 тысяч. В городах с населением больше 1 миллиона человек - 3,5 тысячи. Годовой объем выручки в столице и области составляет 181 миллиард рублей.
Анализ сегмента такси на рынке городского общественного транспорта показал, что, несмотря на постепенную легализацию отрасли, проблема теневой стороны бизнеса до сих пор актуальна. Годовой объем выручки равен примерно 21,8 миллиарда. Доля нелегальных таксистов на рынке составляет не менее 26 процентов, а в некоторых регионах достигает 50-60 процентов. Объем теневой выручки может составлять от 116 миллиарда рублей ежегодно, что приводит к недополучению бюджетом около 7 миллиардов рублей налогов. "Неофициальное такси в первую очередь представлено "мерцающими" работниками, для которых работа в такси не является ключевой или же они занимаются ей дополнительно к основной. Также необходимо учитывать и значительный процент "серого рынка": таксистов с разрешениями, не выплачивающих налоги и скрывающих прибыль", - комментирует ведущий советник управления госпрограмм и бюджетирования АЦ Николай Севастьянов.
Однако, по мнению замначальника управления регулирования транспорта ФАС России Алексея Горлинского, такая деятельность не должна жестко регулироваться государством. Он выступил против госрегулирования тарифов и квотирования, по крайней мере без системного исследования, так как это ограничит конкуренцию.
Будущее таксомоторной отрасли - это преобразование ее в свободный рынок независимых водителей. По мнению интернет-омбудсмена Дмитрия Мариничева, агрегаторы автоматизируют процесс и более эффективно аккумулируют информацию. "Следующим шагом станет использование соцсетей для передачи и распределения заказов", - считает интернет-омбудсмен.