Вмешательство государства спасло автопром от катастрофы
И отрадно, что свою долю в этом сегменте нарастили отечественные предприятия. По словам замминистра промышленности и торговли РФ Александра Морозова, это произошло потому, что из-за низкой стоимости рубля к североамериканской и европейской валютам автозаводам стало выгодно размещать заказы на компоненты на российских предприятиях.
Собственно, на этом хорошие новости в основном заканчиваются. Как считает исполнительный директор НП "Объединение автопроизводителей России" (ОАР) Игорь Коровкин, в 2016-м авторынок в лучшем случае задержится на прошлогоднем уровне. В худшем - падет на 3-5 процентов. Впрочем, в нынешней ситуации последний вариант тоже нельзя рассматривать как трагический, даже при некотором повышении спроса рынок может двигаться вниз по инерции.
Коммерческому сегменту повезло еще меньше, чем авторынку в целом. Как отметил на конференции "Комтранс-2016" зампред комитета ТПП РФ по предпринимательству в автомобильной сфере, замгендиректора "АСМ-Холдинг" Александр Ковригин, рынок ТС максимальной массой до 5 тонн с 2007 года рухнул практически в 2,5 раза: со 177 тысяч единиц до 73,6 тысячи. Хотя если брать прошлый год (79 тысяч), то по сравнению с ним падение не кажется критическим.
Сегмент 5,1-20 тонн просел за восемь лет наполовину, до 30 тысяч, тяжеловесы сдали примерно на столько же (с 52 до 22 тысяч), автобусный сегмент ужался почти трижды (с 25,6 до 9,3 тысячи), микроавтобусы - с 63 до 27 тысяч. Отрадно то, что в сегменте мало- и среднетоннажек увеличилась доля российских марок, в остальных "весовых категориях" к 2007 году она снизилась, зато к прошлом угоду выросла. Самыми продаваемыми во всех категориях стали российские бренды.
Однако, несмотря на такую бешеную популярность, уровень загрузки производственных мощностей российских автозаводов - один из самых низких в мире - 40 процентов. Так, в США этот показатель равен 96, в КНР - 82, в Бразилии - 67, в Европе - 65 процентам. "Нашему автопрому в 2016 году необходимо выпустить не менее 1,6 миллиона единиц автомобилей и увеличить экспорт продукции", - считает Александр Морозов. На эти ориентиры нацелены меры господдержки отрасли.
Кстати, если бы не "вмешательство" государства в дела автопрома, дела последнего были бы совсем плохи. Без поддержки спроса и производства рынок рухнул бы на 58, а выпуск - на 39 процентов (по факту: на 35 и 26 процентов). Только по программе обновления колесных ТС, называемой в народе программой утилизации, освоено 30 миллиардов рублей. С 2015 года эта программа ориентирована больше на коммерческий сегмент, нежели легковой. "В прошлом году по этой программе приобретено 600 тысяч автомобилей, - подчеркнул замминистра. - Отрадно и то, что компании-перевозчики не только покупали новый транспорт, но и выводили из обращения старый, имеющий более низкие экологические и технические характеристики. За январь, февраль и первую половину марта 2016 года по программе куплено уже свыше 60 тысяч ТС".
В этом году финансирование по многим статьям господдержки вырастет. Например, с 3,5 миллиарда до 11,3 миллиарда увеличится финансирование программы льготного автокредитования. Субсидии на закупку городского электротранспорта подрастут с 380 миллионов до 1 миллиарда, блок промышленных субсидий (поддержка, собственно, выпуска авто) "распухнет" с 63 до 80 миллиардов. Появятся и новые блоки расходов: поддержка экспорта - 3,3 миллиарда, обновление парка машин "скорой помощи" - 3 миллиарда. В общей сложности в той или иной форме государство намерено впрыснуть в автопром и поддержку спроса на его продукцию около 138 миллиардов рублей.
На рост экспорта правительство возлагает большие надежды. В 2015 году на внешний рынок ушло чуть более 100 тысяч авто, это примерно 7,7 процента от общего объема продаж. К 2025 году, считает Морозов, доля экспорта в выпуске должна составлять не менее четверти. Для того чтобы проникнуть не только на привычные рынки СНГ, но и рынки со специфическими условиями (правый руль, влажный, жаркий климат, действие стандарта Евро-6 и т.д.), автозаводы получат необходимые субсидии для доработки конструкций машин. Среди потенциальных покупателей российских брендов или иномарок российской сборки рассматриваются 9 регионов с общим объемом сбыта более 50 тысяч ТС. Это Европа (5 тысяч), Египет (8), Алжир (22), Иран (11), Вьетнам (2,5), Куба (3), Мексика (2,2). Однако, чтобы выйти на такие объемы, надо не только иметь качественный продукт, но и одолеть заградительные пошлины, которые на некоторых целевых рынках доходят до 70 процентов.