22.04.2016 11:35
    Поделиться

    Орден Славы из 1944-го нашел ветерана Александра Суслова в Башкирии

    "Мы и подумать не могли, что по соседству с нами живет такой скромный человек: 70 лет знал, что награжден орденом, но даже не рассказывал об этом" - так отреагировали жители города Мелеуз в Башкортостане на известие о вручении 90-летнему ветерану Великой Отечественной войны Александру Павловичу Суслову ордена Славы III степени.

    Знание - сила

    Награда так бы и осталась неврученной, не начни "Российская газета" в год 70-летия Победы рассказывать о фронтовиках, нашедших и получивших свои ордена и медали спустя десятилетия. К электронному банку наградных документов "Подвиг народа" и поисковой базе неврученных наград "Звезды Победы" на сайте "РГ" обратились тысячи людей во всех концах России и за ее пределами.

    - Вот и мы вспомнили, как папа упомянул однажды, что в 1944 году его представили к ордену, но из-за ранения и лечения в госпитале он его не получил, - сообщила дочь ветерана войны Татьяна Коллерова.

    Вместе с младшим сыном Владиславом она начала искать информацию в интернете. Сайт выдал с первого же запроса: ефрейтор Александр Павлович Суслов награжден орденом Славы III степени. За подвиг, совершенный при освобождении Венгрии от фашистов.

    - Мы написали запрос в Подольск, в Центральный архив Министерства обороны, - рассказала Татьяна. - Через несколько месяцев получили архивную справку, в которой сообщалось, что орден присужден, но пометки о вручении нет.

    Сусловым посоветовали собрать документы и передать их в местный военкомат, что они незамедлительно и сделали. Александр Павлович все твердил: "Я доживу, я дождусь". И дождался - в апреле 2016 года военком Мелеуза, Мелеузовского и Федоровского районов Рустам Кантимиров вручил ему награду.

    Такое не забудешь

    Тот бой он помнит, как сейчас. И день - 3 ноября 1944 года.

    - Враг пытался прорвать оборону, которую держала соседняя с нами часть. Нас подняли по тревоге и отправили ей на подмогу. Практически с ходу вступили в бой. Впереди на нашем пути оказался немецкий пулемет - бил, почти не переставая, и не давал возможности двигаться вперед. Но в какой-то момент затих - видимо, пулеметчик менял ленту. Я набрался духу, привстал и, сколько было сил, швырнул гранату. Да оказалось так удачно, что вывел из строя весь расчет вместе с пулеметом. На нашем участке огня стало меньше, и командир сумел поднять залегшую пехоту. Немцев удалось отбросить и занять более выгодные для обороны позиции. Тогда я и не думал, что это подвиг, хотя вечером командир сказал: вас представили к награде. На этом разговоры и закончилось. А через две недели меня ранило…

    Пуля прошла навылет через затылок и рот, повредив язык и срезав зубы. Врачи в госпитале потом сказали: еще миллиметр - и пробила бы сонную артерию. Так что ефрейтор Суслов чудом остался в живых.

    - Меня Бог уберег, - уверен ветеран. - Иначе я не могу это объяснить. Перед отправкой на фронт двоюродная сестра Евдокия дала мне бумажку с молитвой "Живые помощи". Я носил ее пристегнутой с внутренней стороны гимнастерки, у сердца. Когда ранило, потерял сознание, а очнувшись, решил ползти к своим. В какой-то момент меня подхватили два бойца и оттащили в сторону. Приходилось часто останавливаться, потому что дышать мне становилось все труднее. Оказалось, кровь запеклась в гортани и перекрыла дыхательные пути. Еще бы секунда - и все, конец. И в этот миг, откуда ни возьмись, передо мной возник молодой санитар. До сих пор уверен - Господь его послал. Я не мог произнести ни слова, только руками махал. Парень догадался, в чем дело, раскрыл мне рот, пальцем вычистил кровь, и я задышал…

    Дальше были месяцы, проведенные в бакинском госпитале. Александр Павлович перенес несколько сложнейших операций, в результате которых хирургам удалось сделать так, чтобы раненый мог есть и говорить. Конец войны он встретил там же, в Баку, а в родную деревню Александровку Мелеузовского района вернулся уже в сентябре 1945 года.

    Прямо и вперед

    Наверное, Александр Павлович Суслов, как говорят в народе, родился в рубашке. На его долю выпали испытания, каждое из которых было способно повернуть судьбу самым жестоким образом. Но он шел по жизни только прямо и вперед, стремясь сделать все по максимуму, причем предъявлял к себе самые строгие требования. Такую стратегию выработал еще будучи подростком.

    В этот непростой для любого человека период он пережил первый удар. В 1940 году умерла мать, в 1941-м - отец. Из осиротевших трех братьев Александр был старшим. Младшего забрала к себе тетя, а в дом к двум старшим переехала двоюродная сестра - Евдокия Семеновна Мясоедова, заменившая мальчикам родителей. Та самая Евдокия, что дала ему с собой на фронт молитву.

    - До войны я успел закончить всего четыре класса, - говорит Александр Павлович. - Но учился хорошо и много читал. Поставил перед собой цель: из каждой книги извлекать хотя бы один урок, пример, чтобы формировать себя для жизни, а не против нее. Такой у меня принцип.
    Два года - и вся жизнь

    На военную службу его призвали в 1943-м. Полгода подготовки в Тоцких лагерях под Оренбургом, а затем в звании ефрейтора - на 2-й Украинский фронт. Он служил в 619-м стрелковом полку 203-й Запорожской Краснознаменной дивизии. Был сапером, связистом. За 1943-1944 годы в составе этого полка Александр Суслов, по собственным словам, прошел своими ногами Украину, Молдавию, Румынию и Венгрию. Трижды был ранен. За выполнение боевого задания в Венгрии награжден самой почитаемой среди солдат медалью "За отвагу".

    - Я был связным у командира роты. Шел сильный бой, связь прервалась. А остаться без связи на фронте - опасное дело. Если справа и слева - никого, то окружение неизбежно. Двое связистов, отправленных на соединение телефонной линии, не вернулись. Тогда командир говорит: "Возьми на себя", дал мне пакет и приказал отнести командиру батальона. Только я из окопа вышел, как туда угодил снаряд. Перебежками, перекатываниями добрался до комбата. Тот увидел меня и говорит: "А мы подумали, что тебя снарядом накрыло…".

    Командир представил его к медали, хотя Александр Павлович героическим тот боевой эпизод не считает - служба есть служба. Среди удостоверений к наградам (кроме упомянутых, это орден Великой Отечественной войны II степени, медали "За боевые заслуги", "За победу над Германией") в его личном архиве бережно хранятся и другие документы - благодарности от Верховного главнокомандующего за боевые действия при овладении городами Клуж, Сегед, за тяжелые бои на подступах к Бухаресту и за прорыв обороны фашистских войск на румыно-венгерской границе.

    Два года, проведенные на войне, не забываются. Как и первые послевоенные. Вернувшись домой, стал думать: как жить дальше? Мирной профессии нет, образования - тоже. Переехал в Мелеуз, участвовал в строительстве кирпичного завода, деревообрабатывающего комбината. И тут судьба дала новый шанс - неподалеку от Мелеуза начали возводить химический комбинат, а вокруг него - новый город Салават. Туда, в частности, требовались водители. Всех желающих обучали бесплатно. Но при этом каждый давал подписку, что обязуется отработать на объекте два года.

    Время пролетело быстро, и когда Александр Суслов вернулся в Мелеуз, где началось строительство сахарного завода, он был уже водителем с двухлетним стажем. На Мелеузовском сахарном заводе Александр Павлович проработал более 26 лет водителем автобуса. Всегда среди людей, постоянно на виду. За все это время по его вине не произошло ни одного ЧП или аварии.

    Безупречный труд Александра Суслова отмечен в коллективе: у него восемь Почетных грамот, 17 благодарностей от руководства завода, его портрет не сходил с заводской Доски почета. Он до сих пор - один из самых уважаемых в Мелеузе людей. Руководство города и района всегда поздравляет его с Днем Победы и юбилеями.

    - Я честно трудился, и у меня биография обычного советского человека, - смущен повышенным вниманием ветеран. - С добром относился к окружающим, и они отвечали тем же. Детей и внуков своих тому же учу...

    У Александра Павловича и Екатерины Михайловны сейчас трое детей, семеро внуков, шестеро правнуков и одна праправнучка. Но сложилась эта семья не сразу. К моменту встречи, о которой супруги вспоминают с улыбкой, у обоих было по одному сыну от первого брака - Петр и Геннадий. Потом родился общий ребенок - дочь Татьяна. Самое удивительное, что они никогда не делили: "твой сын" и "мой сын". И сами мальчики, между которыми восемь лет разницы, дружили и все делили поровну.

    Александра Павловича и Екатерину Михайловну познакомила соседка, которая без особой дипломатии, но с человеческим участием спросила, отчего не женится он во второй раз. "Никого нет на примете", - признался честно Суслов. И тогда соседка предложила познакомить его с очень хорошей женщиной, оговорившись, что у нее есть сын. "Так это же хорошо, будем вместе мальчишек растить", - ответил, не колеблясь, потенциальный жених.

    На следующий день после смотрин Александр Павлович посадил сына на мотоцикл, погрузил вещички и переехал жить к Екатерине Михайловне. Они достроили дом, который она начала в одиночку, и счастливо прожили в нем более сорока лет.

    Судьба у них во многом схожа. Только Екатерина Михайловна не воевала, она - труженик тыла и заслуженный человек. Во время войны пасла овец. Едва живой осталась при нападении волков на стадо. После войны работала на кирпичном заводе, а затем 20 лет - на молочно-консервном комбинате. За добросовестный труд отмечена грамотами и благодарностями.

    Лучше не найти

    Вместе они уже 48 лет, но их отношения не потускнели. До сих пор Александр Павлович посвящает жене стихи, которые пишет сам - простые и очень искренние. Он их заносит в видавшую виды тетрадку. Темы разные - все, что тронуло душу, или какие-то другие памятные моменты. Это, объясняет фронтовик, тоже способ анализировать прожитые дни. Бывает, что и среди ночи придет в голову какая-то новая мысль, надо обязательно встать и записать.

    В свои девяносто Александр Павлович энергичен, полон интереса к жизни, память у него крепкая, мысль ясная. При этом утверждает, что каких-то особых секретов того, как жить, у него нет.

    - Я много ездил в санатории, каждый год получаю в больнице поддерживающее лечение. Однажды даже встретил там 9 Мая, - говорит ветеран. - В остальном сам себя наблюдаю. Никогда не пил водку, не курил. Даже на фронте. То же советую детям и внукам. Только один внук у меня курит. Однажды приехал с учебы в Свердловске и закурил при мне. Я его спрашиваю: "Это что такое?" А он отвечает: "Мне уже восемнадцать, имею право". Я говорю: "Где это написано, что в восемнадцать курить можно? Пока не поздно - бросай!" Тогда отмахнулся, а сейчас сокрушается - зря, мол, деда не послушал…

    По общему мнению Сусловых, главное предназначение Александра Павловича - быть воспитателем, наставником. Он - опора семьи и главный во всем. Хотя в общении с родными нет и тени авторитарности. Говорит спокойно, но твердо, дважды что-то повторять ему не приходится. Эту же привычку перенимает и один из внуков - девятиклассник Владислав. Он, наверное, самый частый гость у бабушки с дедушкой. Точнее - помощник, в обязанности которого входит уборка квартиры, поход в аптеку и магазины.

    - Есть у меня мечта, - говорит на прощание ветеран. - В Уфе живет внучок, которому исполнилось 24 года. Недавно купил квартиру в ипотеку. И еще один внук обзавелся квартирой. Вот я и прошу: дай Бог пожить еще и маленько помочь им обустроиться на новом месте…

    P. S.

    С февраля 2015 года, когда на сайте "Российской газеты" был запущен проект "Звезды Победы", Александр Павлович Суслов стал семнадцатым участником Великой Отечественной войны, чьи затерявшиеся награды удалось разыскать и вручить живым фронтовикам. Желаем ему доброго здоровья и надеемся, что этот случай не станет последним.

    Поделиться