- Это - уникальный случай в нашей практике, - рассказывает руководитель лаборатории института этнологии и антропологии РАН Елизавета Веселовская. - Обычно для реконструкции мы используем черепа. Но когда к нам обратились журналисты, снимавшие фильм про легендарный переход Суворова через Альпы, мы не смогли им отказать. Впервые внешность человека была восстановлена не по костям черепа, а по маске. Это непросто. Понятно, что мягкие ткани после смерти изменяют свою форму, иногда - весьма существенно. К тому же у нас была задача восстановить не облик больного старика (известно, что Александр Васильевич умер в 69 лет после тяжелой болезни), а внешность человека на пике его зрелости и славы.
Заказ на реконструкцию "правильного" облика Суворова институту сделал телеканал "Звезда": фильм "Суворов. Альпы. 200 лет спустя" вышел 8 мая. В фильме журналисты прошли путем суворовской армии, штурмовали перевал Сен-Готард и встретились с потомками тех, кто встречал суворовских солдат как освободителей. В Швейцарии нашего полководца до сих пор чтут как национального героя.
Посмертная маска хранится в Санкт-Петербургском мемориальном музее Суворова. Здесь же имеется пять его прижизненных портретов, которые, как известно, очень мало похожи один на другой. Такое впечатление, будто запечатлены на них совсем разные люди.
Если же вглядеться в скульптурные и живописные работы более поздних эпох, станет очевидно, что со временем у художников сложился своеобразный стереотип в изображении героического военнокомандующего: щуплая фигура, востренький нос, узкий подбородок.
- Однако очевидно, что человек с такими личностными особенностями, как Суворов, явно принадлежал к иному, более маскулинному типу, - подчеркивает Елизавета Веселовская. - Исследуя маску математическими методами, мы воссоздали научную реконструкцию его лица. Как и ожидалось, оно гораздо более мужественно.
У Суворова на научно реконструированном портрете более крупные черты, шире нижняя челюсть, овал лица не заостренный, а скорее правильно округлый.
Написать новый портрет генералиссимуса с учетом всех этих замечаний попытался молодой швейцарский художник Алекс Долль. Он сопровождал группу журналистов в ее швейцарских съемках, в том числе - при переходе через знаменитый Сен-Готардский перевал, где делал зарисовки пейзажей, так или иначе связанных с именем великого полководца. Итогом этой работы стала выставка живописных работ Алекса Долля в мемориальном музее Суворова и живописный портрет молодого генералиссимуса, который автор подарил петербургскому музею.
- К сожалению, нам не удалось восстановить очень важные детали реконструкции, как то: форму черепа Суворова, его рост, особенности сложения, - говорит Елизавета Веселовская. - Однако я надеюсь, что в ближайшее время мы получим доступ к останкам Суворова, захороненного в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. Православная церковь намерена канонизировать генералиссимуса, который - единственный среди всех российских военачальников! - не проиграл ни одного сражения. Если его причислят к лику святых, неизбежна эксгумация, а значит, произвести все антропологические замеры останков будет вполне возможно.