18.05.2016 13:00
    Поделиться

    Этноастроном рассказал, нужно ли загадывать желание при падении звезды

    Белорусам и россиянам светят одни и те же звезды
    Сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси Тимофей Авилин - человек парадоксальный. По образованию - физик-ядерщик, по основной профессии - программист, а по призванию - специалист в этноастрономии. Он часами готов рассказывать о народной астрономии, а собранным по крупицам материалом охотно делится на страницах своей книги "Между небом и землей: этноастрономия". Главная идея - дать возможность белорусам и россиянам посмотреть на звездное небо именно их глазами, а не древних греков.

    Насколько разными могут быть "имена" одного и того же созвездия?

    Тимофей Авилин: Например, Большая Медведица. У наших предков большая часть вариаций его названия связано с образом, который рисует слово "воз" ("телега"). Четырехугольник - непосредственно телега, а три звезды у линии - лошади. Здесь же Колесница или Воз святого Ильи, а также Воз Давида, как у поэта Адама Мицкевича. Есть среди названий и Ковш. А в Волковысском районе было записано название Волчица. Но тут не совсем понятно: действительно ли так называли Большую Медведицу или все же речь о Венере, которую, скажем, на Полесье, называли Волчьей звездой. Там считали, что, как только вечером становится видна эта звезда, начинается время "темных" сил: ведьмы пускают в дело свои чары, черти глумятся над людьми, выходят волки на охоту.

    Это примеры, когда в названиях преобладали внешние ассоциации. Так было всегда или наши предки ориентировались и на что-то другое?

    Тимофей Авилин: Любопытное созвездие для белорусов - Орион, которое часто называли Косцы: осенью и весной, когда особенно хорошо видны звезды, после восхода Ориона начинались полевые работы. В разных регионах это созвездие было известно и как Коромысло: три звезды в поясе созвездия - девушка, которая несет коромысло с ведрами. А например, в Браславском районе Орион называли Три короля, то есть отсылка к трем волхвам, здесь же появление этих звезд связывали с началом праздника Крещение. Или возьмем, к примеру, Млечный Путь. Чаще всего это скопление звезд называли Птичьей дорогой. В Беларуси, Литве и Эстонии считалось, что Бог создал эту дорогу, чтобы птицы знали, по какому пути улетать в теплые края осенью, а весной возвращаться домой. На Полесье Млечный Путь называли на украинский манер Чумацким, были еще названия Дорога на Киев и Дорога на Иерусалим. Но много ассоциаций и с разлитым молоком, которое, по одной версии, расплескала медведица, по другой - черт.

    Там, где звезды и созвездия, не обойтись и без астрологии. Как с этим обстояли дела у белорусов?

    Тимофей Авилин: По звездам наши предки пытались предсказать будущее. Если посмотреть в народный календарь, там есть приметы, связанные именно с появлением тех или иных звезд в определенное время. Скажем, видели яркую звезду возле Луны - кто-то умрет. А определить, жив ли человек, можно было, посчитав звезды в созвездии: парное число - жив, непарное - мертв. Или примета про роды: быстро звезда летит - будут легкими, медленно - долгими.

    А стоит ли загадывать желание, когда падает звезда?

    Тимофей Авилин: Скорее, вопрос в вере в приметы. Я думаю, это во многом зависит от определенного периода жизни человека. Если он находится в нестабильной ситуации и ищет поддержки, то придает больше смысла различным явлениям. Например, главным представлением о звездах раньше было то, что каждая из них - это душа человека. Якобы сколько звезд на небе, столько людей на планете.

    Поделиться