Очевидно, что XV Пасхальный фестиваль останется в истории - не только потому, что просвещал всю страну музыкой Прокофьева, но и потому, что его обычная аудитория, исчисляющаяся сотнями тысяч слушателей, обрела в этом году почти планетарные масштабы. Так случилось, что знаменитый концерт в Пальмире, прозвучавший на весь мир, стал частью пасхального "прокофьевского" тура, а Классическая симфония Прокофьева именно поэтому попала в пальмирский "репертуар". Но суть XV Пасхального состояла, конечно, не в секретной музыкальной акции, а в том, что 19 дней подряд Мариинский оркестр выступал в своем невообразимом концертном режиме - по 2-3 выступления в день в 22 российских городах, с колес, с разными программами: исполнялись сочинения Мендельсона, Дебюсси, Вагнера, Бетховена, Грига, Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Рахманинова, Шостаковича, Лядова и собрание сочинений Прокофьева - симфонии, кантаты, оратория, фрагменты из балетов "Золушка" и "Ромео и Джульетта", Третий фортепианный концерт, симфоническая сказка "Петя и волк" (с Гергиевым в партии чтеца), акт из оперы "Семен Котко".
По традиции с Мариинским оркестром в Пасхальной программе выступили и молодые солисты - пианист Бехзод Абдураимов, скрипачи Ольга Волкова и Даниэль Лозакович. Впервые Гергиев выступил и со студенческим оркестром Московской консерватории, исполнив в последний день фестиваля в Большом зале консерватории сложнейшую программу: "Франческа да Римини" Чайковского, Вступление и Смерть Изольды из оперы "Тристан и Изольда" Вагнера, 9-я Симфония Шостаковича. И надо заметить, что студенческий коллектив впечатлил в этом разностильном репертуаре монолитностью оркестрового звука, красивыми плотными тутти, яркими струнными. Даже труднейшая оркестровая ткань симфонии Шостаковича с жесткой гергиевской артикуляцией острого гротеска - ритмических плясов, ернических "углов", виртуозных по дифференцированности звука стыковок медных с пикколо, накатов литавр и быстрых соло деревянных, убедила в исполнении молодых музыкантов.
Но абсолютным сюрпризом фестивального финала стало выступление 15-летнего Даниэля Лозаковича (Швеция), исполнившего Концерт для скрипки с оркестром ре-мажор Бетховена. Один из труднейших концертов скрипичного репертуара, хит скрипичных конкурсов, прозвучал у юного виртуоза с такой легкостью, ясностью интонации, с такой технической грацией и прозрачной красотой венского стиля, что осталось редкое для современной исполнительской манеры ощущение чистейшей классики - гармоничной, уравновешенной, пропорциональной во всех деталях. И надо заметить, что плотная симфоническая драматургия оркестра ни разу не утопила звуковым массивом этот филигранный почерк юного скрипача. Зато в Третьей ("Героической") симфонии Бетховена Гергиев развернул уже другую - смятенную и бурную драматургию, полную напряжения, мятежности, бурлящей оркестровой мощи, где раскаты литавр и потоки струнных обрывались в тихих "аккордах" деревянных, а знаменитый Траурный марш второй части звучал с предельной экстатикой, затягивая в свое страшное мерное шествие, как в пучину - пока движение не истаяло под тихий "капельный" звук деревянных. Финал Героической симфонии Гергиев увел к вагнеровской объемности оркестра, в симфонический апофеоз, в бурление оркестровой ткани, напоминавшей о "судных" микеланджеловских фресках, завершив симфонию не возвышенной патетикой, а душераздирающим живым трагизмом - абсолютно современным. В том же ключе он трактовал и коллизии Монтекки и Капулетти в прокофьевском балете "Ромео и Джульетта" (номера, звучавшие на "бисах") - не прекращающаяся трагедия, повисающая стеной застывшего звукового кошмара - это результат вражды, войны, нелюбви в мире. Так и прозвучал эпилог "героического" XV Пасхального фестиваля.
Кстати
25 мая Валерий Гергиев представит на сцене Мариинского-2 премьеру "Самсона и Далилы" Сен-Санса. А с 26 мая по 24 июля в Мариинском театре пройдет XXIV фестиваль "Звезды Белых ночей", в котором будет представлено 160 спектаклей и концертов.