В таких условиях модернизация по важнейшему направлению - станкостроению, может просто не состояться. Компании не купят нужные станки из-за их резкого подорожания, но и своих не сделают, потому что это тоже невыгодно. Без целевых государственных инвестиций важнейшая отрасль может просто исчезнуть.
Зампредседателя Комиссии РСПП по машиностроению Владимир Сметана заявил "РГ", что со второй половины 2014 года инвестиционная деятельность в металлообработке сводится к нулю. И тут несколько причин. Во-первых, курсовые колебания не привлекают инвесторов в реальный сектор, где доходность может измеряться 5-10 процентами годовых.
"Во-вторых, сложно привлечь кредиты под адекватные проценты. Промышленность может работать только в условиях стабильной нацвалюты. У нас же обратная ситуация. И банковская политика окончательно загоняет в тупик машиностроителей: у производителей нет средств на выпуск оборудования, а у потребителей - на его покупку Из этой ситуации промышленность не сможет выйти самостоятельно", - считает эксперт РСПП.
Что делать предприятиям отрасли в условиях, когда глобальных инвестиций и даже предпосылок для инветпроектов в промышленность не предвидится? В Ульяновске в прошлом году компания DMG MORI наконец-то достроила завод, а заложен он был еще в 2009 году. Предприятие закроет примерно половину рынка обрабатывающих центров с ЧПУ, сейчас там локализация около 20 процентов. Но это проект и инвестиции прошлых лет. В 2015 и 2016 годах новых проектов не было.
Владимир Сметана отметил, что все современные отечественные станки выпускаются с привлечением импортных комплектующих. "В России нет мощностей, способных производить должного качества комплектующие для станкостроения. И проблема тут системная: "нет серии - нет себестоимости", "нет себестоимости - нет серии".
Генеральный директор Ишимбайского станкоремонтного завода Эрнест Нагаев отметил, что основные инвестиции в обновление станочного оборудования сегодня осуществляются государственными структурами. Они идут на предприятия оборонной, авиационной, атомной и других отраслей, где государство является основным акционером и основным заказчиком. Подрядчикам этих предприятий предъявляются требования по улучшению качества поставляемой продукции, что также положительно отражается на модернизации и обновлении станочного парка компаний. "Для инвесторов в машиностроении привлекательны проекты, где есть долгосрочные и гарантированные заказы, которые на сегодня может предоставить только государство", - отметил он.