Дорогу из Югры в Тюмень могут пустить через Тавду

Соединит ли наконец Югру с Тюменской областью вторая меридиональная автотрасса? Она появится с организацией всепогодного сообщения между таежными райцентрами - Междуреченским и Нижней Тавдой. Тракт прокладывают уже десяток лет, а ясных перспектив, как ни странно, до сих пор нет. На территории автономии работы все эти годы худо-бедно шли, зато на юге региона давно застопорились, и надеяться на их возобновление пока не приходится. Между тем многие предприниматели и рядовые жители юго-западной зоны Ханты-Мансийского округа, которые возлагали надежды на нижнетавдинское направление, все чаще говорят об альтернативном варианте - выходе на ближайший и к ним, и к Тюмени среднеуральский город Тавду.

От него до Тюмени, по сибирским меркам, рукой подать - 130 километров по асфальту. От Тюмени до поселка Междуреченского, административного центра Кондинского района ХМАО, напрямую свыше 340 километров. Район по площади огромный, богат лесом, рыбой, дичью, дикоросами, но малолюден - живут здесь около 32 тысяч человек. Из Свердловской области еще полвека назад до Междуреченского проложили одноколейку (через упомянутую Тавду). Поезд из Междуреченского (станция Устье-Аха) следует в Екатеринбург ежедневно. Машиной на большую землю (в юго-западном и юго-восточном направлениях) отсюда выбираются только в морозы - по зимнику. Так имеется ли экономический смысл в многомиллиардных тратах на обеспечение круглогодичного автосообщения с северным захолустьем?

По данным депутатов, сотни миллионов рублей продолжают выделяться на реализацию проекта. Из них в прошлом году ни копейки не освоено

Междуреченский - не тупиковый населенный пункт, от него идет шоссе до города Урая, от последнего несложно доехать до Югорска и Нягани, лежащих на широтной магистрали Пермь-Серов-Нижневартовск. То есть кондинцы могут выбраться на авто хоть в Екатеринбург, хоть в Тюмень. Однако это вкруговую, долго и дорого. Перевозить с таким транспортным плечом грузы, деликатно выражаясь, нерационально. Маршруты по зимникам короче на сотни километров. Один из них, кратчайший, и выбрали тюменские власти. Предполагалось не просто "прорваться" в Междуреченский, а пробить еще один меридиональный транспортный коридор на Крайний Север, вплоть до Салехарда. Вероятно, идея экономически целесообразная, хотя инициаторы предпочли расчеты и сметы не обнародовать.

Путь через Тавду с выходом на потенциальную капитальную автодорогу, построенную параллельно железной, рассматривался. Но его решительно отвергли. Не только потому, что путь длиннее. Попробуйте-ка, рассуждали чиновники, сагитировать соседний субъект РФ, не проявляющий особого интереса к затее, инвестировать в дорогу регионального статуса.

Между тем у Тюменской области и автономных округов существует общий "четвертый бюджет", складываемый из налоговых отчислений в кассу программы "Сотрудничество". Договориться о финансировании важного для всех трех территорий инфраструктурного проекта не составило труда. Ровно десять лет назад депутат Тюменской облдумы Геннадий Корепанов резюмировал: "Правильное решение, так как именно мы будем нести полную ответственность за работу и содержание трассы в дальнейшем".

Проект получил мощное пиар-сопровождение, сибирякам посулили: финиша ждать недолго. Увы. Стройку не то чтобы заморозили, просто по результатам она выглядит половинчатой. На юге региона реконструирован участок автострады до села Нижняя Тавда, далее через реку переброшен 100-метровый мост. Тут механизмы замерли, подрядчик растерялся: впереди - бесконечные болота с толщиной торфяного слоя до семи метров. Его замена песочным основанием требует внушительных трат. В итоге заказчик, главное управление строительства Тюменской области, прекратил финансирование, сославшись на "жуткие топи" и недостаток средств. Ощущение такое, что проектно-изыскательские работы проводили уже после старта строительства.

На территории же автономного округа, где болот тоже изрядно, ситуация не столь плачевная. Пусть со значительными перерывами, но двухполосную дорогу упорно тянули от Междуреченского до границы с Тюменской областью, вернее, до последнего перед рубежом населенного пункта - поселка Куминского. Далее строить бессмысленно, если соседний регион не пойдет на стыковку, резонно замечает губернатор Югры Наталья Комарова. Впрочем, до самого Куминского дорога еще не дошла, случится это, по планам югорских властей, в 2017-м. Вместе с тем, по сведениям Геннадия Корепанова, сотни миллионов рублей продолжают выделяться на реализацию проекта. "В прошлом году ни копейки не освоено", - ранее заявил депутат на совещании в областном парламенте.

В тюменском региональном управлении автомобильных дорог сейчас с интересом рассматривают альтернативные варианты, некогда признанные неприемлемыми. По оценкам специалистов, строительство трассы от Куминского до Тавды обойдется на 5-6 миллиардов рублей дешевле прокладки дороги до Нижней Тавды.

- На первых порах необязательно асфальтобетонное покрытие, можно довольствоваться и грунтовкой. Это будет вторая круглогодичная дорога, связывающая Урал с Югрой. Окупится ли она? Пока нет оснований в этом сомневаться, - заявляет главный инженер уральского филиала ГипродорНИИ Олег Ермилов.

Между тем

Как ожидается, около 8,5 миллиарда рублей будет направлено из госбюджета на ремонт федеральных дорог в Тюменской области и Югре в текущем году. В частности, Уралуправтодор объявил конкурс стоимостью без малого миллиард рублей на проведение капремонта девяти километров шоссе Тюмень-Тобольск на подъезде к региональному центру.