"В целом, конечно, 2 процента можно считать и погрешностью, - говорит вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Александр Курносов. - Но тенденция все равно хорошая, так как в 2014 году наблюдалось серьезное падение турпотока".
Эксперты считают, что главным стимулом стабилизации въездного потока стал низкий рубль. Российский рынок предложил иностранным туристам очень хорошие цены. Россия - страна для иностранцев не дешевая, поэтому туристы пользуются ситуацией и за небольшие деньги позволяют себе качественное размещение и в Москве, и в Петербурге. Сыграл свою роль и отложенный спрос, многие просто отменили поездки в 2014 году и, как только политическая ситуация начала стабилизироваться, реализовали свои планы.
Специалисты утверждают, что для устойчивого развития въездного потока нужно прежде всего снятие визовых ограничений. Еще в начале марта туроператоры обратились к министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову с просьбой ввести электронные визы или визы по прибытии, а также безвизовый 72-часовой транзит, что позволило бы увеличить число туристов из некоторых стран на 30-40 процентов. Туроператоры по въездному туризму пока особого роста турпотока из Германии не ощущают. "В том объеме, какой был в 2012-2013 годах, мы сегодня туристов не принимаем, - говорит Ирина Волкова, директор по маркетингу компании "Академсервис". - Кроме того, некоторые направления просто закрылись, например, туры в Калининград. Из стабильных и успешных можно отметить круизы на больших лайнерах с заходом в Санкт-Петербург. Как правило, большинство туристов в таких путешествиях - немцы".
В Ростуризме рассказали, какие усилия предпринимает ведомство для привлечения туристов из Германии.
- В прошлом году в рамках проекта Visit Russia совместно с Национальным маркетинговым центром по туризму был проведен целый ряд роуд-шоу в крупных городах Германии, - говорит Сергей Корнеев. - Рассказывали о новых маршрутах, таких как "Серебряное ожерелье", "Русские усадьбы", о речных круизах. Информировали о новых турпродуктах, предлагаемых регионами, например, в Сочи или "Столетие культурного сосуществования ислама и православия" - в Казани. Это сейчас очень интересует немцев. Сергей Корнеев отметил, что сегодня много предложений по сотрудничеству от фирм, которые раньше с Россией не работали, а также от бюро по индивидуальному и молодежному туризму:
- Это для нас новая возможность и новый рынок. Прежде Россия в основном работала с компаниями, занимающимися групповыми турами для путешественников "третьего возраста".
Как отмечает Александр Курносов, немецкий турист очень благодарный - он стабилен и готов оставлять в стране немало денег. Кроме того, путешественники из Германии не ограничиваются посещением только Москвы и Санкт-Петербурга, они посещают Байкал, едут по Транссибирской магистрали, в Карелию, на Урал, особое любопытство проявляют к старинным и малым городам российской глубинки. Немцев интересует российская культура и искусство, природные маршруты, гастрономический и сельский туризм. Но большинство все же предпочитает традиционные маршруты, например, "Золотое кольцо".
Тенденция последних лет, по оценкам специалистов, - увеличение количества индивидуальных туристов. В основном это люди в возрасте 50-55 лет, но в последнее время в Россию потянулась и молодежь.
Что же касается выездного туризма, то Россия никогда не входила в число лидеров по посещению Германии, однако последние десять лет были в целом стабильные. Тем не менее в 2015 году число российских "ночевок" уменьшилось на 29,4 процента. Однако, как рассказала Юлия Майер, директор по связям с общественностью Национального туристического офиса Германии в России, по итогам первого квартала 2016-го число ночевок уменьшилось лишь на 21,5 процента, то есть прослеживается тенденция к сокращению спада.
- Сегодня путешественники предпочитают более короткие и бюджетные туры, - отмечает Юлия Майер. - Если раньше средний тур составлял 9 дней, то сегодня он сократился до 2-4 дней. Туристы стараются приезжать на события - фестивали, праздники.
По оценкам туроператоров, продажи туров в Германию упали в 2-2,5 раза. И явных признаков, что спрос быстро восстановится, пока нет. Вместе с тем, туристы постепенно привыкают к новому курсу рубля, и во многих компаниях фиксируют оживление. В целом, несмотря на кризис, немецкие партнеры не отказались от российского рынка. Курорты, отели, музеи делают интересные предложения, региональные офисы по туризму всячески помогают российским партнерам.