По сведениям источника ТАСС, перспективы дальнейших ограничительных мер к Москве главы внешнеполитических ведомств обсудят в кулуарах. Впрочем, в особой спешке при обсуждении этой темы нужды нет - Брюссель имеет возможность принять решение о продлении санкций до 31 июля. Однако уже сейчас стало понятным, что былого единомыслия от членов ЕС ждать не приходится. Процесс размывания санкций уже начался, и наиболее твердолобым его противникам - странам Прибалтики и Польше - его не остановить. К тому же Варшава вступила в жесткий клинч с Еврокомиссией по вопросу о конституционности и демократичности, принятых властями Польши законодательных актов. И хотя об этом не говорят публично, у многих в Брюсселе возникает желание дать критикующим ЕС полякам ответный "щелчок", демонстративно проигнорировав протесты Варшавы в связи с возможным смягчением антироссийских ограничений.
С тем, что нынешние экономические меры, направленные против Москвы, лишены первоначально заложенного в них смысла и требуют пересмотра, многие в Старом Свете, похоже, смирились. В понедельник министр иностранных дел Австрии Себастьян Курц практически слово в слово повторил относившиеся к России заявления своего немецкого коллеги Франка-Вальтера Штайнмайера. Руководители МИДов считают, что для Европы пришло время найти точки соприкосновения с Россией. "Мы должны прийти к такой модели, при которой в обмен за каждый шаг выполнения Минского протокола будут сниматься ограничительные меры с РФ", - объяснил Курц.
Глава немецкого МИДа был настроен не менее решительно. По его мнению, "санкции не замыкаются на себе и должны способствовать изменению поведения. Подход "все или ничего" звучит красиво, но не работает". Визит председателя Еврокомиссии Жана-Клодта Юнкера на Петербургский экономический форум продемонстрировал подспудное стремление Брюсселя выйти из тупика взаимных ограничений. В ситуации, когда Европа столкнулась с множеством вызовов - терроризмом, незаконной миграцией, кризисом евро и "брекситом", ее первым лицам экстренно нужны успехи, способные понизить градус евроскептицизма. Постепенное восстановление диалога с Москвой, за что публично ратуют многие "якорные" страны Евросоюза, оказалось весьма кстати. Ведь и сам Юнкер признал не лучшую форму, в которой находится ЕС: "Наш Европейский союз в нехорошем состоянии. В нем недостаточно Европы. В этом союзе недостаточно союза. Нам надо изменить это немедленно".
Ограничительные меры, ранее введенные Брюсселем под диктовку США в отношении Москвы, подобно бумерангу больно бьют по интересам самого Евросоюза, нанося ощутимый урон его единству. Поэтому для Юнкера так важно выработать компромиссный подход всех стран Евросоюза к санкциям, чтобы продемонстрировать им свет в конце туннеля. Похоже, что риски, которые несет для Европы дальнейшая "русофобия", признала и канцлер Германии Ангела Меркель.
В понедельник немецкие СМИ сообщили о планах главы немецкого правительства осуществить ревизию Минских договоренностей для того, чтобы предметно разобраться, кто тормозит мирный процесс. Берлин рассчитывает, что новая встреча лидеров России, Германии, Франции и Украины в "нормандском формате" состоится до саммита НАТО в Варшаве, намеченного на 8-9 июля. Судя по всему, канцлер Германии и президент Франции рассчитывают на ней поговорить не только о утомившей всех украинской проблематике, но также обсудить военную напряженность, которая сложилась между Россией и Западом. Одновременно Меркель пытается сгладить разлад в собственном правительстве, возникший после громких оценок, которые дал учениям Альянса в Прибалтике министр иностранных дел Германии. Эти маневры Штайнмайер,представляющий Социал-демократическую партию Германии, назвал "подогреванием обстановки с помощью размахивания саблями и воинственных кличей".
Нет оснований полагать, что прошедшие в понедельник дискуссии в брюссельских кулуарах о дальнейшей стратегии ЕС по отношению к России приведут к немедленному ослаблению ограничительных мер. Но грядущую ревизию в "нормандском формате" можно считать прологом к последующим дискуссиям внутри единой Европы о постепенном снятии санкций. О необходимости беспристрастного изучения, "кто именно принял те или иные меры для исполнения Минских соглашений", говорил на Петербургском форуме и итальянский премьер Маттео Ренци.
В ходе визита в Россию глава Еврокомиссии признал, что дальнейшая цена разобщенности Европы и России "может оказаться очень высокой". Этого негативного сценария, чреватого репутационными, внешнеполитическими и экономическими потерями для находящегося в непростом положении Евросоюза, в Брюсселе рассчитывают избежать. В свою очередь, президент Владимир Путин дал понять в Санкт-Петербурге европейским партнерам, что Россия может первой пойти на отмену ограничительных мер, введенных против ЕС, если убедится, что Минские соглашения были реализованы. Но в тоже время призвал не требовать от Москвы невозможного. Ведь за действия, которые обязан, согласно Минским соглашениям, предпринять Киев, ответственности РФ не несет.