Ричард III вне времени: Оливье, МакКеллен, Фримен, Камбербэтч, Файнс

Дебют британского актера Рэйфа Файнса в роли Ричарда III в постановке Руперта Гулда в лондонском театре Альмейда вот-вот станет достоянием общественности - видеозапись пьесы, адаптированной для просмотра в кинотеатрах, будет показана в различных уголках мира, в том числе - в России.

Интересно, что это совпало с визитом в Россию Иэна МакКеллена, который привез в нашу страну отреставрированный фильм 1995 года по этому же произведению Шекспира. В этой картине он практически дебютировал в большом кино в образе Ричарда III, перенеся совместно с Ричардом Лонкрейном повествование в 1930-е годы, когда распространение идей британского фашизма вызывало не только тревогу, но и смутное предчувствие раскатистого эха на континенте.

Британское издание The Independent и ряд других газет выступили с хвалебными откликами в адрес новой постановки, где началом повествования служат археологические раскопки, проводившиеся в Лестере в 2012 году - на автостоянке, находящейся на месте существовавшего до 1538 года монастыря и церкви Серых братьев (Greyfriars). Именно там и были обнаружены останки Ричарда III, с почестями перезахороненные в городском кафедральном соборе в 2015 году.

Отмечая великолепную игру актера, выставившего на первый план тревожно-горестную составляющую многоаспектного образа Ричарда, критиков в большей степени поразил масштаб литературно-художественного измерения этой исторической личности. Предложение этой роли - честь для любого британского актера ничуть не меньшая, чем приглашение сыграть Гамлета. И то, насколько по-разному, но безусловно талантливо получается его сыграть у современного поколения актеров, за плечами которых опыт прославленных предков, заслуживает отдельной похвалы.

Газета The Guardian составила замечательную и временами неожиданную подборку фотографий тех актеров, которым удалось сыграть Ричарда в кино, но, главное - в театре: среди них - Дональд Вулфит, Алек Гиннесс, Иэн Холм, Кевин Спейси, Аль Пачино и многие другие.

Среди них необходимо выделить работу Бенедикта Камбербэтча, создавшего неоднозначный и эмоционально выпуклый образ последнего монарха из рода Плантагенетов в последних двух эпизодах "Пустой короны".

В театре его альтер эго годом раньше стал не кто иной, как Мартин Фримен, творческий потенциал которого после роли доктора Ватсона в "Шерлоке" наконец-то получил достойную оценку и - хочется надеяться - проложил дорогу к расширению его актерского репертуара.

Марк Райлэнс, относительно малоизвестный в России актер, имя которого для многих впервые прозвучало после недавнего выхода на экраны исторического сериала "Волчий зал" (Wolf Hall), сыграл за свою карьеру немало шекспировских ролей, в том числе - обоих шекспировских Ричардов, последнего - в 2012 году на подмостках восстановленного "Глобуса".

Практически в каждой интерпретации монолога "Зима тревоги нашей позади…" Ричарда III, открывающего действие пьесы, чувствуется влияние одного из самых известных британских актеров, оставившего после себя интерпретацию этого образа, на многие годы ставшую канонической - Лоуренса Оливье.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram telegram.me/cinemacracy