О том, как День становится Праздником, наш разговор с писателем, и. о ректора Литературного института имени Горького Алексеем Варламовым.
Алексей Николаевич, это хорошая идея - отмечать день семьи?
Алексей Варламов: Во всяком случае, сама по себе идея любви и верности, семейных ценностей - прекрасна и обсуждению не подлежит. А то, что ее связали еще и с именами Петра и Февронии, тоже правильно. Но у меня такое ощущение, что праздник очень трудно просто так взять и придумать. Это такая вещь, которой трудно управлять. Поэтому самое опасное здесь - спрятаться за какой-то формальной стороной, отчетностью, заорганизованностью. Праздник надо выращивать, и он будет вырастать очень долго.
- А праздничность, настроение праздника, когда возникает? Когда можно будет сказать, что День Петра и Февронии стали любимым и народным?
Алексей Варламов: Трудно ответить на такой вопрос. С моей точки зрения, праздник должен быть выходным. Это уже задает праздничную атмосферу. Хотя вовсе не значит, что я предлагаю тут же объявить восьмое июля выходным. Но, согласитесь, есть здесь какое-то противоречие: когда как не в День семьи побыть дома с семьей? С другой стороны, да, есть 14 февраля - День влюбленных, который сумел стать праздником и в будни. Но над этим хорошо поработал бизнес. В этом есть очень мощная коммерческая подкладка: во всех этих сердечках, открытках, фильмах, концертах! И она работает, нравится нам это или нет. Поэтому для успеха, наверное, нужно и для Дня семьи, любви и верности тоже что-то подобное делать. Но вот чего мы добьемся? Скопируем 14 февраля? Перешибем-победим День влюбленных? И то, и другое бессмысленно. Надо просто тихо наблюдать, придумывать нетривиальные формы праздничности.
- Летнее застолье может очень даже поднять настроение?
Алексей Варламов: Ну, если все же не забывать о том, что День Петра и Февронии - это церковный праздник, то нужно вспомнить, что у нас сейчас Петровский пост.
- Как вам кажется, почему из всего пантеона канонизированных супругов выбрали именно Петра и Февронию и их историю?
Алексей Варламов: Меня этот выбор не удивляет, а напротив, кажется вполне закономерным. Их история очень трогательная, и сюжет этот вечный. Любовь побеждает социальное неравенство, чудо соединения очень разных людей. Такие истории очень действуют на человеческое сознание, в них - элемент сказок. Чем-то похоже, к примеру, на "Золушку". Архетип "принц- князь" и "простая, но очень достойная и красивая дева". Люди любят такие сказки! Они их утешают, обнадеживают, делают их добрее.
- А вот некоторые обращают внимание на то, что бедная дева слегка шантажирует заболевшего молодого человека: мол, лечение будет более успешным, если женишься …
Алексей Варламов: Мне не кажется это какой-то обывательской женской хитростью. Вот такой сюжет жития, такой жизненный расклад. В этой истории, в отличие, скажем, от "Золушки", есть ощущение Божьего промысла: так должно быть и никак иначе. Феврония что-то делает, не потому что ей уж так хочется выйти за князя замуж. А потому что она понимает: это замужество и дальнейшая жизнь - то, что надлежит быть исполненным. Здесь соединяется человеческая, вполне светская линия с очень религиозной. И это соединение весьма органично.
- История любви людей, которые умерли в один день и были похоронены в одном гробу, могла бы стать основой для современного сериала, или все это слишком уж не из нашей жизни?
Алексей Варламов: Сериал - это слово для жития Петра и Февронии пошловато. А вот хороший фильм, пусть даже в современной декорации, если приложить к нему ум, душу и талант, почему бы и нет?