В Карелии модернизируют систему обеспечения безопасности туристов

Трагедия в Карелии, которая унесла жизни четырнадцати детей, показала необходимость срочной модернизации всей системы обеспечения безопасности, причем не только для отдыхающих в детских лагерях и пансионатах, но и для "палаточников".

В первую очередь необходимо провести ревизию рынка туристических услуг, чтобы там не было места мошенникам и недобросовестным предпринимателям, для которых прибыль - дороже всего. Не менее важно обеспечить хороший прием сотовой связи в самых отдаленных уголках страны, чтобы сотрудники МЧС знали о местонахождении каждой организованной группы отдыхающих. И не только организованной, что особенно важно для Карелии.

Как идет эта работа, в интервью "Российской газете" рассказал глава республики Александр Худилайнен.

Александр Петрович, во всех регионах страны начались масштабные проверки детских лагерей. В Карелии они уже завершились. Каков ваш вердикт?

Александр Худилайнен: Вместе с МВД и МЧС мы проверили все 96 лагерей и около 20 баз отдыха на территории республики. Наша задача состояла не в том, чтобы что-то закрыть или запретить, надо было убедиться в безопасности ребят. Серьезных нареканий по итогам проверки к большинству лагерей нет, мелкие нарушения уже исправили.

Исключением стала база отдыха на острове Сидоров в Белом море, до которого надо добираться три часа морским ходом. Надзорными ведомствами там был выявлен целый "букет" нарушений правил безопасности. И, конечно, оттуда пришлось эвакуировать 48 детей, у двоих из которых заподозрили серьезные болезни. Суд принял решение о закрытии этого лагеря, как и Парк-отеля "Сямозеро".

А по всей России?

Александр Худилайнен: Насколько мне известно, там закрыто больше десятка лагерей. В Ленинградской области, Приморье, на Алтае.

Хочется верить, что подобные опасные лагеря больше никогда не откроют свои двери для ребят. Могут ли родители без опаски сейчас и в будущем отправлять на отдых своих детей?

Александр Худилайнен: Мы просто обязаны предоставить родителям эту гарантию. Необходимо как можно скорее изменить федеральное законодательство: ужесточить отбор организаций, которые занимаются детским отдыхом, и усилить ответственность за халатное отношение к безопасности.

Свою нормативную базу в этом плане мы уже изменили - 23 июня подписан указ, регламентирующий нахождение групп детей на территории Карелии. Сейчас уже все оставшиеся базы отдыха и туристические группы находятся под постоянным контролем сотрудников министерства по чрезвычайным ситуациям. Лагеря обязательно должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты, связью, зарегистрированы в МЧС. Проведена техническая экспертиза лодок и катеров. А осенью примем еще и закон, гарантирующий безопасность туристов, с акцентом на детский отдых.

Новые правила уже начали работать: каждое утро диспетчер лично мне докладывает, сколько групп туристов, куда пошли, по какому маршруту.

Хорошо бы такие правила начали действовать на всей территории страны. И каждый сезон!

Александр Худилайнен: Я уверен, что так и будет, когда в России появится специальное федеральное ведомство, которое будет заниматься исключительно организацией и контролем за детским отдыхом. О его создании, напомню, объявил на прошлой неделе президент Владимир Путин.

В первую очередь чем должно заняться это ведомство?

Александр Худилайнен: Надо ужесточить правила отбора тех, кто получает право работать на рынке детского отдыха. Чтобы получить лицензию на организацию лагеря, коммерческие компании обязаны выполнить ряд условий, соответствовать четко установленным критериям. Например, считаю крайне важным - предоставить подтверждение, что их инструкторы, вожатые и другие сотрудники прошли специальное обучение, сдали экзамены.

Ну не должны студенты педагогического колледжа отправляться в заплыв с детьми, как это случилось на Сямозере. Какой у них жизненный опыт в 19 лет?! Максимум, что им можно доверить в будущем - присмотр за детьми в лагере: чтобы они вовремя поели, легли спать, приняли участие в культурных программах.

Даже наличие лицензии в России, к сожалению, не гарантирует соблюдения правил во время работы. Как это проконтролировать? Трагедия на Сямозере показала, что за закрытыми дверями дирекция творит, что хочет.

Александр Худилайнен: Это, к сожалению, правда. За несколько лет по этому лагерю было 162 судебных разбирательства. Владельцы все время виртуозно переносили и переносили слушания: то не являлись в суд, то представляли справки о необходимости переноса. И получали в очередной раз разрешение на работу. Как только изменится законодательство, таких компаний с черным шлейфом до детского отдыха никто не допустит.

Отбор пройдут компании только с безупречной репутацией. Есть же примеры хороших лагерей - например, "Большое приключение" путешественников Дмитрия и Матвея Шпаро. Там за лето отдыхают около 1,6 тысячи детей. Их учат разбивать палатки, оказывать первую помощь, в том числе на воде, управлять лодкой. И когда навыки уже достаточно серьезны, дети под руководством опытных инструкторов выходят в маршруты, которые зарегистрированы.

У каждого сопровождающего есть с собой мощные рации, и местонахождение, состояние групп постоянно отслеживается. Ясно, что в таком лагере администрация не примет решение отправить ребят в поход в жуткий шторм. Там-то люди опытные.

А что сейчас-то мешает оперативно проверять лагеря?

Александр Худилайнен: В силу действующего законодательства, по которому малых и средних предпринимателей планово нельзя проверять чаще раза в три года, многие нарушения невозможно обнаружить. Надо и здесь менять законодательство, чтобы инспекторы в любое время могли проконтролировать качество работы любого детского лагеря отдыха. Надеюсь, новое ведомство получит такое право.

Когда оно начнет работать, я думаю, что по его образу и подобию такие структуры появятся во всех регионах России. В Карелии, кстати, такое региональное ведомство уже есть - это комитет по безопасности и жизнедеятельности населения. Как раз там аккумулируются все сведения о проверках, количестве отдыхающих, маршрутах их путешествий, связи с ними.

После происшествия с детьми, многие бывалые туристы-"палаточники", наверное, несколько раз подумают, прежде чем поехать в Карелию.

Александр Худилайнен: Не могу с этим согласиться. Оттока туристов мы не зафиксировали, более того, популярность Карелии растет. Если в 2015 году к нам приехало на 17 процентов больше туристов, то в этом прирост будет как минимум 25 процентов.

Вот на этой неделе к нам должна приехать большая группа туристов с ограниченными возможностями по слуху и зрению. Мы пригласили их прочувствовать уникальный климат Карелии, готовы дальше развивать безбарьерный туризм. И наша первоочередная задача - обеспечить безопасность всем без исключения путешественникам.

В республике вообще многое делается для развития туризма: создали информационный центр, разработали с Ростуризмом программу создания туристического кластера в южной части Карелии, запустили скоростные "Ласточки" между Санкт-Петербургом и Петрозаводском, а также поезд между Санкт-Петербургом и Сортавалой. Кроме того, мы закончили реконструкцию аэропорта, организовали регулярное авиасообщение между Москвой и Петрозаводском.

По различным международным оценкам, мы сегодня входим в топ-4 России по лучшим местам отдыха для туризма. А если про мир говорить, то удивительно, но по оценке журнала The Guardian, Карелия - лучшее место отдыха в России для британцев. Они в восторге от горного парка "Рускеала". Это бывший мраморный каньон, находящийся на севере Ладожского озера. В год туда приезжает больше 300 тысяч путешественников.

Только в прошлом году в инфраструктуру туризма было инвестировано 780 миллионов рублей, и это только начало. В ближайшие два-три года планируется вложить еще около 5 миллиардов рублей. В планах - организация не только летнего отдыха, но и зимнего. Уже построено три горнолыжных центра. И создается большой центр спортивного отдыха - и летнего, и зимнего. Там будут горнолыжные трассы с подъемниками, гостиницы, бассейны, места для спортивных состязаний на картингах.

Но в Карелии много "диких" туристов. Рыбалка, охота… Как здесь с безопасностью?

Александр Худилайнен: Да, это очень важно, так как поток отдыхающих продолжает расти, и затеряться на огромной территории в тайге несложно. Есть люди, которые адекватно оценивают свои силы и возможности природы, но есть и те, кто не подозревает о коварстве рек и озер.

Усложняет ситуацию то, что в последнее время индивидуальный отдых преобладает над групповым. Уходят без связи, никого не предупреждают. Если что-то случится, никто не узнает. Заставить туристов соблюдать правила безопасности мы, конечно, не можем, но всегда стараемся их просветить, предупредить.

Но этого, согласитесь, мало!

Александр Худилайнен: Конечно. Поэтому мы уже разработали подробнейшие инструкции по отдыху на территории Карелии - где опасные места, куда звонить в случае ЧП. Допустим, на реке Шуя есть очень бурные, порожистые участки. Памятку можно получить в любом из 18 районов республики, есть они в информационно-туристическом центре.

Кроме того, вдоль дорог мы выставляем информационные щиты, на которых также написаны телефоны экстренного вызова, указаны места отдыха. Во всех населенных пунктах обеспечены условия и возможности пополнения продовольствия, оказания медицинской помощи.

 С рынка туристических услуг надо убрать недобросовестных бизнесменов, для которых прибыль - дороже всего

Что еще нужно сделать? Карелия, к сожалению, пока полностью не покрыта сотовой связью, но мы уже ведем переговоры с минкомсвязью, чтобы решить эту проблему. Пока можем только рекомендовать отдыхающим брать с собой в поход спутниковые телефоны. Если купить - дорого, то можно взять такие аппараты в нашем туристическом центре в аренду за символическую плату. Но они должны быть! Не надо никому объяснять, что значит связь в долгом походе. Мало ли что-то случится? Заболел, заблудился...

Спасателей у нас хватает, работают добровольные пожарные и народные дружины, поэтому можно рассчитывать на оперативную помощь. Активная помощь жителей проявилась во время трагедии на Сямозере. Когда выжившая девочка Юля Король вышла в деревню, первые, кто откликнулся, - местные рыбаки, они на своих лодках пошли снимать детей с островов, организовали поиски. Юля очень мужественная девочка. Знаете, мы хотим представить ее к государственной награде. Награды достойны и местные жители.