Возвращения полной стоимости авиабилета по невозвратному тарифу человек вправе требовать в двух ситуациях. Во-первых, если он заболел сам или плохо себя почувствовал кто-то из членов его семьи или близких родственников, с которыми он собирался лететь. Трагическое событие, связанное со смертью кого-то из них, также признается уважительной причиной для того, чтобы потребовать возврата уплаченной за билет суммы.
Как уточняется в опубликованном на сайте ФАС официальном разъяснении, в такой ситуации пассажиру нужно будет представить перевозчику документы, подтверждающие причину отказа от полета (в случае болезни - справку от врача), а кроме того, обязательно сообщить об отказе до окончания регистрации на рейс.
Другая возможность вернуть стоимость невозвратного билета появляется у пассажиров, если авиакомпания нарушает условия договора перевозки. К примеру, на длительное время задерживает вылет рейса.
В остальных случаях пассажиры, купившие авиабилеты по невозвратным тарифам, не могут вернуть всю уплаченную за них сумму, если откажутся от перелета. Однако вернуть можно неиспользованные авиаперевозчиком "суммы, взимаемые в пользу иных организаций в соответствии с иностранным законодательством, с территорий, на территории или через территории которых планировался перелет", то есть дополнительные сборы, в том числе аэропортовые, так как невозвратным является только тариф, подчеркивают в ФАС.
Невозвратные авиабилеты появились в России два года назад после внесения поправок в Воздушный кодекс РФ. "Этот шаг был призван защищать авиакомпании от неявки пассажиров на рейс и компенсировать упущенную выгоду, - говорит Ирина Рябовол, представитель международного туристического метапоиска Momondo в России. - Плюс тогда перевозчики мотивировали необходимость внесения поправок возможностью снижения стоимости авиаперелетов примерно на 10 процентов. Однако в итоге этого не произошло: в большинстве случаев невозвратными были объявлены билеты в тарифных сетках компаний, которые и так имели минимальную стоимость". Хотя поправки о невозвратных авиабилетах сделали возможным появление российского лоукостера, бизнес-модель которого предполагает продажу только невозвратных тарифов, добавляет эксперт.
Зачастую у традиционных авиакомпаний к невозвратным относятся авиабилеты экономкласса, хотя могут быть исключения. У одной из российских авиакомпаний есть "Базовый" тариф бизнес-класса, при котором возврат также недоступен, уточняет собеседница "РГ". С багажом - та же история. В зависимости от перевозчика по невозвратному билету за чемодан может требоваться отдельная плата или же перелет может быть возможен с минимальным весом.
Что касается спроса на авиабилеты, он отличается от направления к направлению, отмечает Ирина Рябовол. И нельзя утверждать, что он сильно зависит от категории "возвратных" или "невозвратных" тарифов. "Актуальные авианаправления по-прежнему остаются в топ-50 спроса вне зависимости от возвратности билета. При этом, согласно нашему опросу, для 48 процентов россиян основным фактором при выборе варианта перелета остается его стоимость", - констатирует эксперт.
Результаты недавнего исследования Momondo также показали, что на перелеты жители нашей страны готовы тратить больше денег, чем на альтернативные способы перемещения. Многие оказываются не против доплатить, когда есть возможность добраться до места назначения без пересадки или приобрести билет на рейс проверенного перевозчика. Респонденты из других стран по данному вопросу в основном солидарны с жителями России.