21.07.2016 20:35
    Поделиться

    Киргизов: 70% больных детей удается спасти с помощью стволовых клеток

    Введение стволовых клеток, пересадку костного мозга все чаще объявляют не только последними достижениями науки, медицины. Им порой приписывают свойства чуть ли не панацеи от всех болезней, врожденных уродств и так далее. У стволовых клеток появилась своя ниша в Интернете. Хотите стать красивым? Введите стволовые клетки. Мучает бесплодие? Поможет пересадка костного мозга. И так далее. Абсурд? Нарастающая власть стволовых клеток оправданна? Об этом обозреватель "РГ" беседует с заведующим отделом научных исследований и клинических технологий Федерального центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева Кириллом Киргизовым.

    Кирилл, разговор начнем с сообщения, которое пришло из США. К специалистам одного из госпиталей обратился пациент, которому некоторое время назад в спинномозговой канал ввели стволовые клетки. Таким путем специалисты клиник за пределами США обещали избавить пациента от тяжелейших последствий инсульта. Не избавили. Зато к этим последствиям добавилась опухоль позвоночника. Виноваты стволовые клетки? Или это случайное совпадение?

    Кирилл Киргизов: Думаю, не совпадение. Этот случай имел резонанс в научном мире. И специалисты пришли к выводу: мы далеко не все знаем о природе стволовых клеток, об их влиянии на организм в каждом конкретном случае. И есть основания думать, что их введение может обернуться той же опухолью. Но не торопитесь бросить камень в возможности стволовых клеток. Просто процесс их получения, их качество стоят огромных денег. Такие средства - не у всех специалистов и не во всех клиниках. Потому часто нет гарантии, что именно - имея в виду качество клеток - вводится данному пациенту. Здесь уместна такая аналогия. Пересадка органов, трансплантация сердца, легких, печени не редко используется авторами детективного жанра. Публикуются страшилки о том, как в каком-то закутке, тайно, за большие деньги, изымаются органы для пересадки, а потом в подобных же условиях их кому-то трансплантируют. Захватывающее чтиво! Хотя давно доказано: подобное невозможно по одной простой причине - и изъятие органов, и их пересадка - из области высочайших технологий. И то и другое требует и особых условий, и отменного мастерства специалистов. Примерно такая же ситуация складывается и с пересадкой стволовых клеток. Хотя точнее здесь слово - не пересадка, а манипуляции.

    Но давай не о манипуляциях. А о том, как стволовые клетки способны помогать. Ведь можно выращивать стволовые клетки с заданными свойствами и вводить их пациентам, страдающим какими заболеваниями?

    Кирилл Киргизов: Прежде всего в случаях, когда приходит в бешенство собственный иммунитет человека. И вместо того чтобы, например, защищать его от тяжелой инфекции, он начинает атаковать здоровые ткани организма.

    И что в этой ситуации делают стволовые клетки?

    Кирилл Киргизов: Они способны одолеть сумасшествие. Поставить иммунитет на свое место.

    Очень важно, куда именно вводить стволовые клетки

    Технически, как это делается?

    Кирилл Киргизов: Пока нигде в мире нет конкретных рекомендаций по использованию стволовых клеток при том или ином заболевании. Продолжается стадия эксперимента. Хотя примеры использования в практике есть. Более всего, успех сопутствует их применению при лечении рассеянного склероза, некоторых видов диабета и системном поражении кожи. На этот счет уже своя статистика. Но, к сожалению, успех и не успех - это 50 процентов на 50. А как технически это делается? Не всегда для получения стволовых клеток требуется донор. Нередко спасение приходит от собственных клеток, которые получают с помощью шприца из собственного костного мозга или собственной жировой ткани. Далее начинается самое сложное. Полученные клетки необходимо поместить в специальную среду, в которой созданы условия для их размножения. Ведь чтобы был успех их применения, они должны быть в миллионном количестве. Этот процесс обычно занимает не менее недели. И лишь потом снова с помощью шприца их вводят в организм.

    В любое место? В любой орган?

    Кирилл Киргизов: Как правило, они вводятся в кровь через вену. В некоторых случаях, когда страдает сам костный мозг, их вводят непосредственно в костный мозг. Это очень важно, куда именно вводить клетки, потому что, как в том случае, с которого мы начали, когда их ввели непосредственно в спинномозговой канал, это привело к тяжелому осложнению.

    Впервые в мире для спасения девочки Регины, страдающей редчайшим заболеванием - оптикомиелитом Девика, ты пересадил костный мозг. Ты брал донорские стволовые клетки у ее брата. Почему?

    Кирилл Киргизов: Потому как в данном случае речь шла не о контроле иммунитета Регины, который вел себя крайне агрессивно и был смертельно опасен, его надо было целиком заменить. Для этого и был взят костный мозг ее брата. Это так называемый случай пересадки гемопоэтических стволовых клеток.

    Сейчас уже не удивляет, например, термин "регенераторная медицина". Уже можно восстанавливать поврежденные ткани организма. Причем не только в косметологии, но даже при нарушении питания ткани при инфаркте миокарда?

    Кирилл Киргизов: Такая практика имеет место быть. И не исключено, что она будет более широко применяться при терапии инфаркта миокарда.

    А как быть с обещаниями о том, что в недалеком будущем из стволовых клеток можно будет выращивать новые органы, чуть ли не сердце, и даже, скажем, руки или ноги?

    Кирилл Киргизов: Весьма заманчивые обещания. Однако вернемся на грешную землю. Да, в эксперименте удается получать из стволовых клеток мышечные ткани, некоторые кости, хрящи. Но в эксперименте! В основном "в пробирке". Но вот чтобы вырастить, например, почку или селезенку, требуется время. Сколько? На этот вопрос пока ответа нет.

    Да, стволовые клетки - не панацея, как сейчас их иногда преподносят и даже ими спекулируют. Но будущее у них все-таки есть? Иначе бы зачем лично ты с таким упорством занимался всем, что с ними связано, применял их для лечения больных детей, страдающих тяжелейшими недугами?

    Кирилл Киргизов: Можно отвечу данными статистики? Сегодня после трансплантации костного мозга выживает более 70 процентов детей. Это те дети, которые еще сравнительно недавно были обречены.

    А остальные 30 процентов?

    Кирилл Киргизов: Мы как раз работаем над тем, чтобы именно с помощью стволовых клеток добиться стопроцентного излечения. И мировой опыт показывает: в условиях крупных научно-практических центров такое возможно.

    Визитная карточка

    Кирилл Киргизов родился в 1986 году в Красноярске в семье врачей. В 2009 году окончил Красноярский медицинский университет. Работает в Центре гематологии, онкологии и иммунологии им. Димы Рогачева. Кандидатская диссертация посвящена лечению рассеянного склероза с помощью интенсивной терапии и стволовых клеток. В 2012 году впервые в мире для спасения ребенка, страдающего редчайшим заболеванием - оптикомиелитом Девика, пересадил костный мозг. Донором больной девочки стал ее родной брат. О Регине Парпиевой не раз писала "РГ".

    Поделиться