Сергей Собянин: Московские власти готовы обеспечить честные выборы

Об экономике столицы в пору кризиса, сроках окончания реконструкции улиц города, перспективах зоны платной парковки и других вопросах рассказал мэр Москвы Сергей Собянин в своем интервью "Интерфаксу". Признавшись в любви к Москве и москвичам, он сказал, что, по его мнению, конкретные результаты экономической и хозяйственной деятельности города - главный аргумент в ходе предстоящей предвыборной кампании в Госдуму, где он возглавил региональный список "Единой России".

От экономической ситуации в Москве во многом зависит развитие ситуации в стране в целом, подчеркнул Собянин, так как столица генерирует почти 24% ВВП России:

- Сегодня экономика Москвы устойчивая и сбалансированная. В этом году в городе преодолены негативные тенденции конца 2014-го - 2015 года. Мы видим это по объемам потребляемой электроэнергии, налоговым поступлениям в бюджет, доходам населения и целому ряду других показателей.

Причем, отметил градоначальник, если, десять лет тому назад город почти на четверть зависел от сырьевого сектора, то сегодня его доля в бюджете составляет всего около 4%, а сбалансированность бюджета достигается за счет других источников, в том числе, малого и среднего бизнеса.

"Никакого санкционного удара по нам не было"

На вопрос, насколько сильным был удар, нанесенный городской экономике санкциями, мэр сказал:

- А никакого удара не было. Были сложности, но они преодолимы. Одна из главных проблем - снижение реальных доходов населения в прошлом году. Начиная с 2015 года, у нас отмечался 5-процентный рост доходов городского бюджета, хотя, к сожалению, это ниже инфляции. С начала этого года рост доходов уже даже выше, чем инфляция. Это касается и подоходного налога, и налога на прибыль. Таким образом, проблем с номинальным бюджетом в Москве нет.

По его словам, не ощутил на себе последствий антитурецких ограничительных мер стройкомплекс столицы:

- Наш строительный рынок практически не зависит от турецких компаний. Это локальные проекты, связанные с одной из башен в комплексе "Москва-Сити", парой торговых центров и гостиниц. Но даже в условиях этих санкций никто не выгонял турецкие компании, которые уже заключили контракты и находились в процессе строительства. Сейчас, если ограничения снимут, они смогут продолжить активную работу.

Говоря об объеме зарубежных инвестиций, Собянин сказал:

- Строго разграничить иностранные и отечественные инвестиции очень сложно, поскольку они в основном поступают из оффшоров, где сосредоточен, в том числе, российский бизнес. В целом же около 50% всех иностранных инвестиций аккумулированы в Москве. На фоне снижения инвестиционной активности в стране, в Москве, несмотря на кризис, этого не произошло ни в 2014-м, ни в 2015-м году, ни в первом полугодии текущего года. Мы наблюдаем небольшой, но все же рост, даже в сопоставимых ценах. Более того, с 2010 года Москва увеличила объем инвестиций в основной капитал в 1,5 раза. Собянин объяснил это тем, что столичные власти активно занимаются развитием инфраструктуры, сохранив инвестиции в строительство метрополитена, дорог, инженерной инфраструктуры. Это дало возможность бизнесу активно вкладываться в развитие территорий:

- Возьмите тот же ЗИЛ. Инвестиции в него составляют сотни миллиардов рублей. Они бы туда не пришли, если бы мы одновременно не строили МКЖД с платформами, не открыли станцию метро "Технопарк"; если бы не начали строительство дорог и набережных и т.д. Мы направляем туда деньги, но инвесторы вкладывают кратно больше. Еще и платят за это в бюджет неплохие деньги.

"Москва в прошлом зачем-то назанимала 300 млрд руб."

Собянин напомнил, что его правительству, сформированному в 2010 году, достались большие долги, занятые на внешних рынках:

- Я вообще не понимаю, зачем было набрано около 300 млрд руб. долга. Только в этом году нам надо рассчитаться на сумму 400 млн евро, которые были взяты при другой конъюнктуре, по другому курсу. Причем взяты на условиях, что нельзя досрочно погасить эти займы. В этом году мы заканчиваем расчеты с основным долгом, и у нас останется минимум задолженности перед кредиторами. Я не вижу никакой необходимости занимать в силу того, что сегодня все счета учреждений, предприятий Москвы аккумулированы в казначействе. Мы оперируем этими потоками и вполне справляемся с кассовыми разрывами и любыми проблемами, которые связаны с бюджетным процессом.

Коснувшись вопросов приватизации, мэр отметил, что серьезных активов у столицы для этого сейчас нет, а ни ГУП "Московский метрополитен", ни "Мосводоканал" город продавать не намерен, они останутся в городской собственности.

"Сделаем все, чтобы выборы были честными"

Подробно мэр остановился на предстоящих выборах:

- Оппоненты предлагают избирателям свои прожекты и популистские предложения разного рода, а партии большинства необходимо только одно - предъявить результат своей работы. И нам, собственно, есть, что продемонстрировать. Мы не провалили ни одну программу, ни одно направление. Активно работаем и в образовании, и в здравоохранении, и в транспорте, и безопасности - практически по всем направлениям.

Далее подчеркнул, что понимает, что оказавшись во главе списка партии, он активизирует дискуссию о городских проблемах, волнующих москвичей, начиная с услуг ЖКХ, заканчивая транспортом, миграцией и т.д. И это, по его мнению, нормально:

- В этой дискуссии нужно открыто говорить и сделать так, чтобы москвичи поверили и оказали поддержку. У нас искушенный избиратель, он сделает объективный выбор.

Московские же власти намерены сделать все для того, чтобы выборы были честными, так как весь арсенал средств для этого у них есть, он уже применялся во время выборов мэра и выборов в городскую Думу:

- Это и специальная комиссия Общественной палаты, это и видеонаблюдение, это создание ситуационного центра по наблюдению за каждым участком, это лояльное отношение к наблюдателям и журналистам на избирательных участках, это особый контроль за схемами голосования, которые вызывали те или иные вопросы - например, надомное голосование, голосование в больницах. Создан специальный регламент с участием Общественной палаты, по их замечаниям. Так что любая процедура будет прозрачной. С точки зрения конкурентности выборов, мне кажется, недостатка в конкурентах не будет.

"В предвыборный отпуск не пойду"

В отпуск на время выборной кампании Собянин не собирается. Ограничится лишь кратковременными отпусками на время избирательных мероприятий, как это было, когда он встречался с доверенными лицами.

"Оптимальный итог выборов - как проголосуют москвичи"

На вопрос: Какой результат "Единая Россия" в Москве считает оптимальным,  ответил:

- Оптимальный результат очевиден - это так, как проголосуют москвичи.

Гадать, какой будет явка, не стал, сказал лишь:

- Думаю, что она будет выше, чем на региональных выборах.

"На ЧМ-2018 будет уникальная система безопасности"

Подробно остановился на подготовке Москвы к Чемпионату мира по футболу в 2018 году:

- Любые мероприятия мы сопровождаем усиленными мерами безопасности - будь это простые футбольные матчи или крупные городские мероприятия. Для этого привлекаются тысячи человек полиции, используются системы безопасности, проводятся досмотры и т.д. На площадках Чемпионата мира будет создана уникальная система безопасности, которая не применялась раньше в России, - она создается по новым техническим требованиям в полном соответствии с требованиями и ФИФА и наших правоохранительных органов.

Выдворять же москвичей из города, как во время Олимпиады-80, власти не собираются:

- Чемпионат мира в Москве пройдет на двух стадионах. Вместимость одного - 81 тысяча зрителей, другого  - 40 тыс. Ну вот и все. Так что глобального массового наплыва людей в город, не ожидается.

"Благоустройство города останавливать не будем"

Говоря о реконструкции  улиц Москвы, Собянин сказал, что основные улицы уже открылись на месяц раньше намеченного срока - Тверская, Знаменка открыты полностью, Новый Арбат почти полностью, на Моховой заканчиваются работы. По новым улицам гуляют тысячи москвичей и гостей столицы.

Реконструкция продлится и дальше, в соответствии с планом правительства Москвы:

- Не нужно растягивать эти работы, чем быстрее мы их закончим, чем быстрее будет создана новая городская среда, тем лучше будет для горожан.

"Платный въезд в центр всерьез не рассматриваем"

Необходимости в платном въезде у Москвы нет, заявил Собянин, отметив, что эта мера всерьез даже не рассматривается. Город регулирует плотность потока машин с помощью платных парковок и добился, что их в центре стало примерно на четверть меньше, а скорость движения стала на 15-20% больше.

Тем не менее, кардинально расширяться зона платной парковки больше не будет, любые решения могут быть лишь локальными, например, возле торговых и деловых центров. Не планирует Москва строить пока и крупных подземных паркингов, так как и те, что имеются, не востребованы.

"Мы на собственность не покушаемся, мы просим освободить землю, которая принадлежит городу"

А вот снос самостроя продолжится:

- К сожалению, эта тема не закрыта. В Москве очень много объектов,построенных с грубейшими нарушениями правил градостроительных, предоставления земли. И самое страшное, что некоторые объекты стоят на опасных для людей местах - на теплотрассах, на водоводах горячей и холодной воды с высоким давлением, на газопроводах, в технической зоне метрополитена, на улично-дорожной сети. В любой момент там может произойти трагедия. Мы наблюдали и в Казани, и в Перми, как это бывает, мы не хотим этого, поэтому такие объекты должны быть убраны.

Мэр не скрыл, что городские власти получают много претензий от бизнеса:

- Никому из собственников не понравится, что его объект сносят. Но записи в Едином государственном реестре еще не означают, что собственность бесспорная. И мы на эту собственность вообще не покушаемся, мы просим освободить землю, которую незаконно заняли.

Для того же, чтобы москвичи могли совершать покупки необходимых товаров в шаговой доступности от дома, продолжил он, город развивает наземную нестационарную торговлю, но не возле метро, а в спальных районах, где как раз и не хватает торговых центров. Кроме того, в переходах подземки, пешеходных переходах тоже создаются киоски. Причем, сдаются они предпринимателям напрямую, на аукционах, а не через посредников, которые раньше брали объект в аренду за десять тысяч, а сдавали за миллион, наваривая 99% маржи. Практически в каждом районе есть и ярмарки выходного дня. Москва предоставляет на них фермерам бесплатно торговые места, получить которые они могут даже через интернет. Все большее распространение получают и крупные региональные крупные ярмарки, на которые регионы привозят свою сельхозпродукцию. Большим спросом пользуются фестивальные ярмарки, под которые в городе отведено около 40 больших площадок. На них во время фестивалей, которые сейчас идут в Москве круглый год, устанавливаются либо шале, либо какие-то другие торговые павильоны, которые продают разнообразную продукцию. И последняя новость столичной торговли, напомнил Собянин, это продажа мороженого, выпечки, напитков с тележек - буквально на прошлой неделе принято решение сделать ее круглогодичной. Плюс первые этажи зданий, которые после реконструкции улиц, как правило, начинают активно заполняться торговлей, кафе, ресторанами. Мэр надеется, что постепенно это произойдет и на улице Тверской:

- Мы проводим сейчас эксперимент в городе по предоставлению специальных льгот для тех, кто на первых этажах размещает общепит. Я думаю, что постепенно будем эту льготу распространять на все реконструируемые улицы, чтобы это стало устоявшейся городской практикой.

"К Москве ничего присоединять больше не будем"

На вопрос: сохраняется ли идея переноса в Новую Москву центров деловой и административной активности, Собянин ответил:

- Да. Но для начала хочу еще раз уточнить, как мне кажется, принципиальную вещь. Мы считаем, что город Москва - это все, что внутри МКАД находится, и что город Москва - это такая правильная, круглая территория, как циркулем проведенная. На самом деле, это не так, абсолютно не так. Дело в том, что реальный город расположен вот таким образом (рисует). Мытищи, Долгопрудный, Реутов и так далее. Лепестки. Реальный город уже давно перерос формальные административные границы. Сегодня это крупнейшая в мире агломерация, в которой проживает реально не 12 млн человек, как по статистике, а 25 млн. И то, что мы взяли, новая территория, лишь одно из направлений этого реального города.

Новая Москва, подчеркнул он, дает возможность столице создавать рабочие места не только для тех, кто живет на ее территории, но и для жителей Южного Бутово, Солнцево, Ново-Переделкино и других южных территорий Москвы, испытывающих колоссальный дефицит рабочих мест. В то же время, заверил он, плотно застраивать всю эту территорию, городские власти на собираются, там обязательно сохранится зеленый пояс Москвы, будут создаваться новые рекреационные и спортивные парки.

Особое внимание мэр уделил транспортной инфраструктуре Новой Москвы:

- Мы уже пришли до Саларьево с метро, от Саларьево подтянем его до Коммунарки, Калужского шоссе. Думаю, года через три появится еще четыре или пять новых станций, то есть весь периметр новой застройки будет охвачен метро. Активно реконструируем Калужское шоссе, через год оно будет работать в полном объеме. Первые очереди будут запускаться, уже начиная с сентября. Мы строим также поперечные связки, в том числе связку Видное - Южное Бутово - Солнцево, ее первая часть - от Калужского до Киевского шоссе. Мы реконструируем развязки на МКАД.

На вопрос: нет ли планов присоединить к Москве еще какие-то территории, ответил однозначно:

- Нет. В этом нет никакой необходимости.

"Не собираемся монорельс ликвидировать"

Собянин успокоил москвичей, что вопреки слухам, монорельс ликвидирован не будет - его сохранят как туристический объект, нарастив по соседству трамвайное движение, метро, дороги и наземный транспорт. Не исчезнут, по его словам, с лица столицы и троллейбусы. Да, из центра города их убрали, на зато увеличилась частота троллейбусного движения в других районах.

"Я люблю Москву"

Говоря о будущем Москвы, Собянин сказал, что пришло время сделать ее городом для людей, с максимально комфортной средой и общественным пространством, максимально используемым общественным транспортом:

- Иллюзия, которая существовала в начале индустриальной эпохи, что можно покупать машин, сколько хочешь, передвигаться на них по городам, сколько хочешь, давно прошла. Для всех мировых городов, развитых городов это стало понятно еще 40 лет назад. И все пошли по одному и тому же пути: ограничение или создание мотивации для того, чтобы было меньше машин на дорогах, больше общественного транспорта, чтобы на улицах было столько автомобилей, сколько эти улицы вмещают, потому что расширить магистрали, создать новые эстакады в центре городов невозможно.

Отметив, что по количеству автомобилей мы уже переплюнули Европу и догоняем Америку, мэр сказал:

- Выбор у нас такой: либо мы все дружно стоим в пробках и ставим машины на тротуарах, либо так или иначе мотивируем граждан пользоваться общественным транспортом.

Он ставит перед собой цель сделать Москву городом конкурентным с любым мегаполисом мира по уровню городской среды, удобным для жизни и ведения бизнеса.

- Я люблю Москву. Я люблю москвичей, - признался в заключение Сергей Собянин.