Кроме него в брифинге приняли участие кинорежиссеры Борис Хлебников, Валерий Тодоровский, Виктор Мережко и Андрей Зайцев. В зале также присутствовали глава департамента кинематографии Министерства культуры Вячеслав Тельнов и кинорежиссер Владимир Хотиненко. Нетрудно было догадаться, что проекты присутствующих кинематографистов поддержку Министерства культуры в этом году получили. Когда огласили результаты, оказалось, что из этого ряда выделяется Валерий Тодоровский.
Один из его проектов, где Валерий Петрович выступает как продюсер - фильм Антона Коломееца "Ваш репетитор" (режиссер - выпускник ВГИКа 2014 года мастерской Владимира Хотиненко) о любви ученика и учительницы, господдержку получил. Второй проект - телесериал по произведению Захара Прилепина "Обитель", где режиссером значится Александр Велединский - остался без государственных денег.
- Я бывал на питчингах в разных ситуациях, - пожал плечами Валерий Тодоровский. И добавил, что по поводу "Обители" он "расстроился немножко".
Всего же поддержку Министерства культуры в этом году получат 60 кинопроектов в области авторского, дебютного, детского кино, а также телесериалов. В целом на их субсидирование выделено 1,2 млрд рублей. Что очень важно - на невозвратной основе. "Результаты конкурса беспрецедентны, наверное по отношению к последним 25 годам, когда Минкульт занимался субсидированием российской кинематографии", - подчеркнул Владимир Мединский.
Свое выступление на брифинге министр культуры начал с объявления важных мероприятий, которые проводятся в Год кино. Так, он напомнил, что 27 августа состоится всероссийская акция "Ночь кино" - по всей стране будут бесплатно показывать отечественные фильмы. По итогам зрительского голосования, которое проводилось на сайте Фонда кино, это три картины - "Смешарики", "Легенда номер 17" и "Батальонъ". В Москве главная площадка для демонстрации фильмов, по словам министра, скорее всего будет находиться около Храма Христа Спасителя. Министерство культуры совместно с каналом "Россия 1" будут вести трансляцию происходящего.
Министр также подчеркнул важность того, что в Год кино в поездах РЖД и самолетах Аэрофлота стали доступны фильмы из золотой коллекции отечественного кинематографа. Кроме того, теперь по России ходят поезда имени Михаила Ромма, Леонида Гайдая, Татьяны Лиозновой, Вячеслава Тихонова и других кинематографистов. "Уже летает самолет "Сергей Бондарчук", а будут "Сергей Герасимов", "Василий Шукшин", "Алексей Герман", "Андрей Тарковский", - пообещал Владимир Мединский. В метрополитене ходят пять тематических кинопоездов. "Герои на все времена", посвященный фильмам студии Горького, три поезда "Кино Победы" - в честь военных картин, "Легенды кино" - поезд-история Московского Международного кинофестиваля. И состав, посвященный "Союзмультфильму": "Я сам видел в метро, как люди пропускают свою остановку, зачитываясь и засматриваясь "Оскарами" и плакатами внутри поездов", - сказал Владимир Мединский.
Министр также проинформировал о том, как идет строительство новых павильонов для "Союзмультфильма" (переедет в конце года) и "Ленфильма", об открытии новых современных кинозалов в регионах. Этой программой Минкульт особенно гордится - 2 млрд 205 млн рублей выделено на открытие 450 современных кинозалов. Ровно половину их репертуара будет составлять отечественное кино. Уже открыто около 50 кинозалов. Программа продолжится и в следующем году.
Министр поделился впечатлениями и от открытия в Омске нового цирка (по федеральной программе в 24 федеральных цирках также открываются кинозалы), сказав: "Мы довольно скептически подходили к этому, но я был ошеломлен качеством звука. Самый большой экран, который я видел в жизни". Владимир Мединский рассказал и о том, что ведомство запускает открытие специализированных кинозалов во всех наших музеях. В Третьяковке таких залов, например, будет три.
После этого глава Министерства культуры обнародовал информацию, которую кинематографисты ждали, как абитуриенты листов с результатами экзаменов. Прежде всего, он сказал о том, что наиболее важными для нас сегодня являются дебюты. Поэтому именно их поддержку в этом году увеличили в восемь раз.
"Новое в системе поддержки дебютов - это участие практически во всех проектах опытных художественных руководителей, которые своим именем и авторитетом гарантируют качество фильмов", - сказал министр и назвал имена Станислава Говорухина, Владимира Хотиненко и Владимира Меньшова. В этом году Министерство поддержало 26 кинодебютов (каждый получает 25 млн рублей). Для сравнения, в прошлом году их было три, а ранее они не поддерживались вообще. Самый скандальный дебют - фильм Михаила Задорнова "Однажды в Америке или..." средства получил. Также Министерство культуры выделило деньги на будущие картины Надежды Михалковой "Проигранное место", Александра Горчилина "Кислота", альманах 2017 (в нем - пять молодых режиссеров), Ольги Зуевой "На районе" и другие картины.
Из детских фильмов господдержку получат шесть. По словам Владимира Мединского, в детском кино ситуация не столь радужная: "Главная проблема состоит в том, что, к сожалению, снимается кино не для детей, а о детях, и так, как это видят взрослые. В результате дети это кино не смотрят". Министр в отечественном детском кино видит две беды - низкое качество сценариев и высокий уровень лоббизма создателей проектов.
Среди детских в этом году государственные деньги получат проекты, представленные Продюсерским центром "Молодёжные инициативы" Союза кинематографистов, Студией Горького, Санкт-Петербургской студией документальных фильмов, ООО "Чеченфильм", ООО "Кинопрограмма XXI век", Продюсерским центром "Ералаш". Вот эти фильмы: "Ближе, чем кажется", "Подкидыш" (не путать со старой советской картиной), "Киножурнал "Ералаш №312-323", "Лучшие друзья", "Частное пионерское-3", "Легенды Петербурга. Ключ времени".
Кроме того, Минкультуры России будет софинансировать 31 авторский и экспериментальный фильм, что в полтора раза больше, чем в 2015 году. Владимир Мединский отметил, что среди авторских и экспериментальных картин - два международных проекта: Россия-Словакия, и Россия-Италия.
Среди авторских и экспериментальных Владимир Мединский выделил ленты, предложенные режиссерами Борисом Хлебниковым, Станиславом Говорухиным, Андреем Зайцевым, Виктором Мережко, Верой Глаголевой, Сариком Андреасяном, Евгением Шелякиным, Алексеем Петрухиным, Алексеем Федорченко, Георгием Параджановым, Дмитрием Месхиевым, Игорем Волошиным и Константином Лопушанским. "Эти проекты получили на конкурсной комиссии максимально высокую оценку экспертов", - подчеркнул глава Минкульта.
"РГ" писала об этих проектах ранее. О том, что Станислав Говорухин планирует экранизировать русскую классику в фильме "Хрестоматия для старших классов", Андрей Зайцев снимет давно задуманный фильм о ленинградской блокаде, Сарик Андреасян замахнулся на блокбастер "Непрощенный", в центре которого реальная судьба Виталия Калоева (его сыграет Дмитрий Нагиев). Алексей Федорченко намерен экранизировать Михаила Зощенко - "Перед восходом солнца", Виктор Мережко хочет сделать проект о пожилых людях с Олегом Басилашвили в главной роли, Георгий Параджанов - экранизировать "Закон вечности" Нодара Думбадзе, Борис Хлебников снимет ленту о врачах "Скорой помощи"... Нашлись средства даже на поддержку картины "Донецкий вальс" - о событиях в современном Донецке.
В целом выбор Министерства культуры в этом году можно одобрить. За редким исключением. Например, не выделили помощь фильму "Пороги" Виктора Демента - экранизация повести Владимира Тендрякова. Хотя первый фильм "Находка" того же режиссера показал, что он умеет делать прекрасное кино. Жаль, что не субсидирует Минкульт и новый фильм Оксаны Бычковой "Взрослые люди" - может получиться работа, о которой все будут говорить.
Особо остановился министр на проектах, которые не нашли поддержки в Фонде кино, зато Минкульт не обошел их своим вниманием. Это, например, фильм "Дикая лига" - о рождении футбола в России. "Разговоры о том, что Россия - не футбольная страна не имеют почвы. Дело в том, что футбол в России появился почти одновременно с Англией", - сказал Министр.
Среди 16 представленных сериалов для поддержки выбрано всего два - это экранизация романа Алексея Толстого "Хождение по мукам" телекомпании "НТВ" и политический детектив "Спящие", представленный ООО "Арт ПикчерсВижн" - этот фильм готовится для Первого канала.
"Практика поддержки телесериалов показала свою необычайную эффективность, мы подставляем плечо дорогостоящим сериалам, которые телеканалам одним снимать тяжело. Сериалы по русской литературе, на исторические темы - дорогие и не всегда рентабельные, и тут Министерство культуры Российской Федерации приходит на помощь", - сказал Владимир Мединский. Он также напомнил, что сериалы, которые были поддержаны ведомством ранее, например, "Тихий Дон", "Екатерина", "Бесы" и "Молодая гвардия", были рейтинговыми и получили много наград.
Обозреватель "РГ" спросила о том, что общая сумма запрашиваемая кинематографистами для своих фильмов это 60-70 миллионов рублей, из которых примерно 30-35 миллионов запрашиваются у Минкульта, что мало в сравнении с мировым уровнем.
- Во-первых, сумма связана с общими масштабами поддержки отечественного кинематографа, которая находится в рамках нашего бюджета, - ответил Владимир Мединский. - Так называемая отдельная строка "поддержка производства и продвижения российского кино" принимается в связи с общей ситуацией в стране и в экономике, а она год от года снижается. Там, где раньше было 6 млрд рублей, теперь примерно 5 млрд. И на Минкульт и на Фонд кино. Тем не менее Минкультуры все эти годы находило и находит дополнительные внутренние ресурсы, которые направляются на поддержку кинематографа. Вся программа строительства 450 кинозалов в стране делается из резервов министерства культуры - на это дополнительно никто нам денег не дает. Мы должны их найти сами, выделив приоритеты в культурном развитии. Сейчас наш приоритет - поддержка кинематографа. Сейчас нам нужно донести наше кино до отечественного зрителя.
А бюджеты разные. Есть бюджеты авторские, где действительно общая сумма, в среднем, 30-60 млн рублей, из которых средства Министерства культуры - две трети. Есть бюджеты 600 или 900 млн рублей, с которыми приходят в Фонд кино. И он дает лишь часть бюджета. Есть разное кино. Кстати, иногда проекты, с которыми приходят в Министерство культуры, собирают кассу больше, чем фильмы Фонда кино. Яркий пример - "Битва за Севастополь". Поддержка Минкульта - 35 млн рублей, при этом - 900 млн касса только в России. Фильм "Батальонъ": 50 млн поддержка Минкульта, 500 миллионов касса и большое количество призов. По-разному складывается. Но тут главная задача Министерства культуры - "обновить кровь" - впустить свежую струю талантов и идей в российский кинематограф.
Что касается неигрового кино, итоги пока не подводились - они появятся буквально в ближайшие дни. А вот тем зрителям, которые не увидят в списках на сайте Министерства культуры проектов, которые им понравились, расстраиваться не надо. Если режиссер по-настоящему хочет снять свой фильм, деньги на него он найдет. Доказано на практике.