В 2004 году для сельхозпроизводителей был установлен специальный налоговый режим - единый сельскохозяйственный налог. Ставка этого налога составляет 6 процентов от разницы между доходом сельхозпроизводителя и его расходами.
Организации, применяющие единый сельхозналог, освобождены от уплаты налога на прибыль, налога на имущество и налога на добавленную стоимость. Индивидуальные предприниматели и фермеры в случае перехода на единый сельхозналог освобождаются от уплаты налога на доходы физлиц, налога на имущество и НДС. В настоящее время, по данным Федеральной налоговой службы, плательщиками единого сельхозналога являются более 94 тысяч хозяйствующих субъектов.
Экономический смысл НДС в том, что налогом облагается только "добавленная” стоимость товара или услуги. Плательщик единого сельхозналога от НДС освобожден, значит, переработчик, покупающий у него сырье, лишен возможности зачесть часть налога и вынужден уплачивать НДС на полную стоимость конечного продукта, а не только на стоимость переработки.
В соответствии с поручением Президента России Правительство подготовило поправки в Налоговый Кодекс, которые позволят сделать более выгодным сотрудничество переработчиков с сельхозпроизводителями, использующими льготный налоговый режим. Согласно поправкам, такие сельхозпроизводители смогут в добровольном порядке начислять и уплачивать НДС на свою продукцию.
Чтобы налоговая нагрузка не стала для сельхозпроизводителей непосильной, поправки в Налоговый кодекс предусматривают возможность установления региональными властями льготных ставок единого сельхозналога - от 0 до 3 процентов.
В настоящее время поправки в Налоговый кодекс проходят процедуру независимой антикоррупционной экспертизы, которая завершится 25 августа. Затем законопроекту предстоит пройти обсуждение в Государственной Думе.